Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе. Если бизнес не идёт навстречу человеку, к нему едет… Бердибек Сапарбаев. И подписывает меморандумы. Заставляя бизнесменов думать о согражданах. При этом принимая от имени правительства соответствующие обязательства. Это, пользуясь современной политриторикой, своего рода принуждение к социальной ответственности. Кто-то считает, что мы на пороге глубокого кризиса. Кто-то убеждён, что кризис уже стучит в наши двери. Кто-то утверждает, что кризис уже наступил, и надо ждать девятого вала. Но все сходятся на том, что наступили тяжёлые времена.

Чем отличается хороший бизнесмен от плохого? Хороший даже в самые «тучные годы» думает о том, что рано или поздно маятник качнётся в обратную сторону. Хороший бизнесмен готовится к предстоящему кризису, готовит подушку безопасности, имеет план на случай кризиса. И когда кризис наступает, хороший бизнесмен старается сохранить всё, что уже имеет: кадры, рынок, производственные мощности, качество выпускаемой продукции. Потому что знает: маятник снова качнётся обратно, вслед за кризисом придёт хороший год, который повлечёт увеличение спроса. И к этому хорошему году тоже надо быть готовым, иначе тебя съедят конкуренты, которые думали о будущем.

Плохой бизнесмен живёт одним днём. Щедрой рукой отсыпает прибыль в первую очередь себе, своим жёнам, родственникам. Во вторую – сотрудникам (в виде редких премий). Кризиса он не ждёт, так как уверен, что плохо уже не будет, ведь он суперпредприниматель 80-го уровня. И даже, если наступят трудные времена, он всегда сможет сориентироваться – всё закрыть, людей разогнать, оборудование продать. Ему лично хватит накоплений, чтобы прожить безбедно. А когда наступает другое время, время оживления на рынке, время большой прибыли и роста покупательной способности, плохой бизнесмен начинает всё с нуля: заново набирает штат, заново покупает оборудование, заново учит рабочих на нём работать. Однако с каждым разом это делать становится всё труднее и труднее: люди находят другую работу, переходят на другие предприятия (к хорошим бизнесменам), уезжают в другую страну, наконец, сами становятся предпринимателями.

То есть с точки зрения будущего сокращать штат, уменьшать зарплату и закрывать производство невыгодно. Конечно, у вас нет иного выхода, если кризис пришёл, как зима для коммунальных служб, – внезапно. Но те, кто готовился, имеют запас прочности, который позволяет им продержаться.

Пресловутая социальная ответственность бизнеса – модное веяние, пришедшее к нам с Запада, продиктована как раз сугубо меркантильными интересами. Быть социально ответственными выгодно, прибыльно. «Мы приняли решение не сокращать людей, так как им надо кормить семьи». За этой фразой может стоять другая: «Мы не будем никого увольнять, потому что мы вложили в них слишком много средств, и нам придётся вложить столько же, когда они понадобятся нам снова».

Думаю, не вам рассказывать, дорогие читатели, какой тип бизнесменов преобладает в нашей стране. Да и трескотня о социальной ответственности бизнеса, как правило, сходит на нет, когда общество по-настоящему начинает нуждаться в том, чтобы бизнес поступил ответственно. Правительство наше тоже на этот счёт не обольщается. Однако понимает, что, ежели не будет бизнес принуждать к этой социальной ответственности, забота о сокращённых, уволенных, отправленных в бессрочные неоплачиваемые отпуска ляжет на власть.

Поэтому по всему Казахстану началась масштабная кампания: в каждом регионе с важнейшими предприятиями заключаются меморандумы – в общей сложности их будет около 2000. В этих меморандумах бизнес берёт на себя обязательства не сокращать работников, не снижать им зарплату. А поскольку позволить этого себе наши бизнесмены не могут (кто ж думал, что кризис наступит, про цикличность развития рыночной экономики никто ж не слыхал!), власть в ответ берёт на себя обязательства обеспечить загрузку мощностей, закуп продукции, господряды.

В качестве посланцев доброй воли, своего рода эмиссаров добра, были выбраны первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев и вице-премьер Бердибек Сапарбаев. Бердибек Машбекович в соответствии с фамилией совершил поездки в Карагандинскую, Жамбылскую, Алматинскую, Актюбинскую, Акмолинскую, Северо-Казахстанскую области, подписал меморандумы в Астане. Г-н Сагинтаев посетил Кызылординскую, Южно-Казахстанскую, Костанайскую, Павлодарскую, Восточно-Казахстанскую области, встретился с предпринимателями Алматы. И процесс ещё, судя по всему, не завершён.

Конечно, меморандум – это больше декларация о намерениях, некий пакт о ненападении (бизнесмены не трогают сотрудников, власть не трогает бизнес). Однако важнее не сама бумага, а то, как она подписана. И здесь важна личность эмиссара. Скажем, Бердибек Сапарбаев – давний соратник президента, его доверенное лицо. Фактически г-н Сапарбаев в этих переговорах с бизнесом представляет Елбасы. А значит, бизнесмены получают гарантии с самого верха.

Кстати, если продолжить рассуждать на эту тему, можно прийти к выводу, что самый социально ответственный в нашей стране человек – это президент. Только он подумал о том, что надо бизнесу указать правильную линию поведения в кризис. Он позаботился о простых казахстанцах, подумал и о том, как помочь бизнесу. И хотя говорят, что государство – плохой бизнесмен, это как раз тот случай, когда глава государства показал себя отличным бизнесменом: Нурсултан Назарбаев кризиса ждал, он к нему подготовился и сейчас не умывает руки, вкладывая государственные средства в инфраструктурные проекты, которые будут «драйвить» экономику, дадут новые контракты и позволят сохранить рабочие места. Действительно, если мы посмотрим на АО «Республика Казахстан», то увидим, что мы сверхприбыли не проедали, а складывали в Национальный фонд. В ожидании кризиса старались диверсифицировать экономику – уже не так-то просто иностранным компаниям сказать, что они всё закупают за границей, потому что в Казахстане ничего не производится. Производится, причём неплохого качества. О наступлении кризиса наш Елбасы всех предупредил заранее. Оказалось, что есть план, по которому мы сейчас и развиваем нашу экономику. И теперь, когда кризис наступил, АО не вешает на ворота амбарный замок: мол, идите, выживайте как хотите, а когда нефть снова будет по 100 долларов за баррель, мы вас снова позовём. Нет, глава АО «Республика Казахстан» хочет сохранить нас, всех работников этого АО, хочет оставить за нами рабочие места, обеспечить приемлемый уровень доходов.

Вот и получатся, что наш президент – едва ли не единственный хороший бизнесмен в нашей стране, ибо дальновидный, грамотный, социально ответственный.

В этой связи меня беспокоят только три вещи. Во-первых, «Арселор Миттал Темиртау» собирается снижать зарплату своим работникам из-за падения спроса на их продукцию в России. Видимо, то, что было обещано казахстанской властью индийским инвесторам, «маловато будет». Во-вторых, благодаря журналу «Форбс Казахстан» и Дариге Назарбаевой мы узнали, что в 2013 году 37,8% государственных подрядов получили 15 физических лиц. Они как-то проявят свою социальную ответственность, с ними будут заключены меморандумы? Не надо ли направить к ним Бердибека Машбековича? И, в-третьих, Федерация шахмат заявила о прекращении своей деятельности, потому что её перестал финансировать Фонд «Самрук-Казына». Может, и туда надо направить г-на Сапарбаева?

И последнее. С проблемой можно справиться, только если не бояться о ней говорить. Давайте не будем бояться слова «кризис» – так нам будет легче его преодолеть и понятнее, когда он закончится.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter