Прямой эфир Новости спорта

Эксперт об Астининском процессе: Не стоит ждать быстрой развязки

По словам замдиректора КИСИ, в новом круге переговоров нас ждёт затяжной процесс, связанный лишь одной целью – новое соглашение о прекращении огня.

Заместитель директора КИСИ Санат Кушкумбаев сделал прогноз нового круга Астанинского процесса сирийских переговоров. Эксперт полагает, что быстрого решения всех аспектов конфликта ожидать не стоит, а сторонам и наблюдателям предстоит огромная работа по урегулированию ситуации.

Санат Кушкумбаев подчёркивает, что Астанинский процесс – это лишь дополнение остальных переговорных площадок диалогового формата, которые проходят по Сирии.

"Этот процесс был консенсусным решением крупных внешний игроков – России, Турции и Ирана. Надо сразу отметить, что Казахстан не является какой-либо из сторон переговоров, мы представляем только площадку. В то время как межсирийские переговоры – это основной аспект. Тут сирийское правительство и вооружённая оппозиция сидят за одним столом. Это длительный процесс, ведь конфликт в Сирии продолжается уже шесть лет. Ожидать от подобных встреч каких-то моментальных решений было бы неоправданно.В Астанинском формате речь идёт о таких проблемах как прекращение огня, контроль над прекращением огня, доступ к гуманитарной помощи, – все те технические моменты, которые могли бы улучшить перспективную политическую повестку, которая была бы представлена в Женеве и при других переговорах. Вести разговор о том, что после процесса сразу прекратится война, неправильно. Это завышенные ожидания. Речь идёт о том, что на нашей площадке мы помогаем вести этот трудный диалог", – высказался он.

По словам политолога, даже этот процесс сейчас идёт с остановками, так как предыдущее три встречи только переподтверждали те договорённости, которые были достигнуты ещё в декабре 2016 года в Женеве.

Как известно, режим прекращения огня в Сирии не соблюдался. Санат Кушкумбаев полагает, что это связано с тем, что война в стране идёт по принципу "все против всех".

"При этом все стороны соглашаются с тем, что нужно противодействовать ИГИЛ. И их (представителей ИГИЛ. – Ред.) естественно, не включают в Астанинский процесс. Поэтому вопрос в том числе в дефинировании того, что называется оппозицией. Она не едина и здесь нет одной или группы лиц, которые были бы уполномочены представлять стороны. Зачастую в Сирии полевые командиры тоже довольно автономны, хотя они могут быть связаны с теми или иными политическими деятелями, которые представлены в переговорном формате. Важно отметить, что в Астане впервые вооружённая оппозиция и правительство сели за один стол переговоров", – добавил он.

При этом эксперт подчёркивает, что, несмотря на отсутствие ощутимых результатов диалога, важен тот факт, что стороны всё-таки решили сесть за один стол и начали разговаривать.

"Даже если стороны продолжат нарушать режим о прекращении огня, другого выхода нет. Здесь без вариантов. Даже если будут нарушения и заявления, что война будет до победного конца, так не получится, ведь таких гражданских войн не бывает. Единственное средство – это компромисс, а компромисс требует усилий. (...) Можно спрогнозировать, что, возможно, будут какие-либо провокации, срывы, нарушения. Но делать выводы можно будет только после мониторинга этого процесса. Здесь каждый раз, когда оппоненты нащупывают слабое место или не освещённое место, со стороны наблюдателей ООН постоянно возникает вопрос: каким образом мониторить этот процесс? Каким образом предупреждать и сразу расставлять все точки над i? Какая сторона была причиной нарушения? Но другого выхода нет, это будет тяжёлый процесс", – заключил Санат Кушкумбаев.

Политолог особенно отметил тот факт, что практически для каждого в процессе переговоров этот конфликт обернулся личной трагедией. Поэтому зачастую в переговорах преобладают эмоции, затрудняя переговоры. Что касается нового государственного строя Сирии, по мнению эксперта, пока об этом рано говорить. Несмотря на это, почву в данном направлении уже зондируют.

"Посмотрите на участников со стороны оппозиции. Один из лидеров – представитель исламистской группировки, его брат был убит в конфликте. И тем не менее он сидит за столом переговоров. У большинства присутствующих за столом есть личная трагедия. Война прошла практически по каждой семье, они испытывают личные эмоции. И им не просто даже сидеть, просто сидеть за столом переговоров. Ожидать, что это будут холодные, прагматичные рассуждения, наверно, было бы поспешно. Поэтому быстрых развязок или каких-то готовый решений не предвидится", – сказал политолог.

Сегодня, 3 мая, Госдепартамент США сделал заявление, что всеми силами поддерживает инициативу о прекращении огня.

Очередной раунд переговоров между правительством Сирии и оппозицией состоится 3 и 4 мая в Астане. Перед началом очередного раунда переговоров в рамках Астанинского процесса эксперты России, Ирана и Турции провели двусторонние встречи.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров