Ещё одно новшество – это автоматизированные кассы. 26 таких билетных автоматов установлено только на железнодорожном вокзале в Астане. Они предполагают полное самообслуживание пассажиров. Нет кассиров, привычных окошечек и очередей. Центр электронных продаж билетов разместился в реконструированном кассовом зале столичного вокзала. При пользовании электронной кассой пассажиру необходимо ввести свои данные и информацию о предполагаемой поездке на сенсорном мониторе, оплатить билет наличными или безналичными средствами и получить проездной документ. Зал, где установлены автоматизированные кассы, оборудован местами для отдыха, информационными табло, кондиционерами. Первое время посетителям помогают консультанты.

Сергей Никитенко, руководитель Дирекции информационных технологий АО «НК «КТЖ».

– Аппараты для получения электронных билетов очень удобные, они позволяют оплачивать услугу не только карточкой, но и наличными, а также выдают сдачу, – говорит консультант центра Фатима Сейтмагамбетова. По её словам, всё больше людей стараются покупать именно е-билеты.

– Во-первых, для этого не нужно стоять в очереди. Удобно и то, что пассажиры могут зайти в Интернет и выбрать места, которые их устраивают, – говорит кассир Динара Ешмухамбетова.

Преимущества покупки электронного билета на поезд:

Экономия времени. Особенно актуально для тех, кто часто ездит в командировки.

Возможность купить билет в любое время – на работе, дома, на даче, в транспорте, при наличии доступа в Интернет.

Можно не бояться потерять билет, если сохранить его на мобильный телефон, планшетный компьютер и т.д. При посадке в поезд проводнику достаточно показать паспорт и посадочный купон на любом устройстве.

Услуга «электронный билет» уже была апробирована на нескольких казахстанских железнодорожных маршрутах и показала великолепные результаты. К 2015 году услуга будет действовать уже во всех регионах Казахстана. К 2017 году продажи железнодорожных билетов в электронном формате должны достичь 40%, а к 2020 году и вовсе стать единственным в стране способом продажи билетов.

НУЖЕН БИЛЕТ? – ИДИ В ИНТЕРНЕТ!

Продажа железнодорожных билетов через Интернет уже давно практикуется во всех развитых странах мира, и национальный перевозчик «Қазақстан темір жолы» перенял опыт передовых государств. Теперь пассажирам поездов, которые покупают билет в Интернете, не нужно идти в кассу и выстаивать очередь, всё оформляется дистанционно. Достаточно зайти на сайт www.epay.railways.kz, оформить билет и распечатать его на принтере, посадка в вагон фиксируется проводником на перроне. Веб-билет защищён от подделок, и его можно предъявить бухгалтерии, что очень удобно командированным людям.

Вручение подарков на перроне стало полной и приятной неожиданностью для первых «электронных пассажиров»

Для оформления заказа на покупку билетов необходимо зарегистрироваться, а затем заполнить электронную заявку с указанием Ф.И.О., номера удостоверения личности или паспорта, номера поезда, вагона и места, а также банковской платёжной карты. После обработки данных пользователь получает токен, то есть специальный код, который нужно предъявить в кассе для получения железнодорожного билета.

Ж/д билеты оформляются по полному тарифу, остальные тарифы, к примеру «детский», можно оформить, только находясь на территории Казахстана. В одном заказе может быть оформлено не более четырёх железнодорожных билетов с указанием персональных данных всех пассажиров. Оформление билетов, оплаченных через Интернет, в билетных кассах производится вне очереди. Кстати, пользователи Всемирной паутины могут не только приобрести билеты на желаемое направление, но и получить на сайте справочную информацию о расписании движения пассажирских и пригородных поездов, о наличии свободных мест и стоимости железнодорожных билетов.

Зал электронных касс на ж/д вокзале столицы

– Преимущество в том, что все записи хранятся в электронной базе данных, и потеря бумажного носителя ничем не грозит пассажиру. Сама форма билета создана по международным стандартам, она аналогична авиабилетам, на ней есть специальные штрих-коды, считывая которые проводник понимает легитимность посадки пассажира, – поясняет директор дирекции информационных технологий КТЖ Сергей Никитенко.

В настоящее время данная услуга внедрена в качестве пилотной на маршрутах «Алматы – Астана» (001/002 поезд), «Уральск – Астана» (057/058 поезд), «Атырау – Алматы» (077/078), «Актобе – Астана» (087/088). В мае электронные продажи билетов будут обеспечивать и два международных сообщения – «Астана-Москва» и «Караганда-Новосибирск», соответствующая договорённость с АО «Российские железные дороги» уже достигнута.

Новая услуга также доступна на официальном сайте АО «НК «КТЖ». Оплата производится с кредитной карты. При этом, по словам Сергея Никитенко, КТЖ пока не будет отказываться от традиционных форм реализации ж/д билетов через кассы.

– Пока распечатывать билет на бумаге мы будем в 100% случаев. И по ходу внедрения пилотного проекта будем отрабатывать функцию получения штрих-кода на смартфоны, тогда его не придётся распечатывать. При посадке в поезд проводник считает его сканером, – поясняет он.

К слову, считывать электронные билеты терминалом очень легко.

– Это как пользоваться сотовым телефоном, – говорит начальник поезда «Астана-Алматы» 1/2 Раушан Патхоллина. – Все проводники прошли специальное обучение и уже умело пользуются терминалами.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ШАГ В БУДУЩЕЕ

ЦИФРЫ

За первый квартал текущего года электронным способом было продано 570 037 билетов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года продажа возросла в 2,5 раза. Активный рост продажи е-билетов наблюдается из года в год. Для примера, если в 2009 году продажи составили 3 738 билетов, то в 2011– уже 128 736, а в 2013 – 2 532 000 штук.

Система автоматизированного контроля посадки пассажиров установлена в целях улучшения сервисного обслуживания. Она позволяет развивать электронные продажи билетов и минимизировать человеческий фактор.

Новый проект по приобретению железнодорожных билетов через Интернет будет способствовать вхождению Казахстана в 30-ку развитых стран мира. Он реализуется АО «НК «Казахстан темир жолы» в рамках Послания президента и программы «Информационный Казахстан-2020».

МОБИЛЬНЫЕ ПОДАРКИ – МОБИЛЬНЫМ ПАССАЖИРАМ

АО «НК «КТЖ» и его «дочка» – «Пассажирские перевозки» не просто разработали и внедрили все эти прогрессивные проекты, но и стимулируют пассажиров почаще обращаться к цивилизованным «внекассовым» формам обслуживания. Железнодорожники считают, что так можно избежать махинаций перекупщиков билетов, сберечь время, деньги и нервы клиентов.

В ходе акции в честь первых покупателей билетов с сайта www.epay.railways.kz

На днях на вокзалах станций Астана, Алматы-2 и Актобе представители АО «Пассажирские перевозки» провели акцию по вручению подарков одним из первых пассажиров, купившим билеты на поезда через Интернет. В числе удачливых покупателей, которых ждал приятный сюрприз, на столичном вокзале, оказались Малика Зуева, Ержан Какибаев, Муса Бадирханов, Хамзия Хайдар. Им, а также другим пассажирам на ст. Актобе и Алматы достались мобильные телефоны.

Образец билета, с которым после интернет-покупки пассажир идёт прямо к поезду

Всего с начала старта проекта 26 марта этого года, как подсчитали в «Пассажирских перевозках», на сайте www.epay.railways.kz куплено уже более 100 билетов.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter