Аманжан Жамалов отметил, что в республиканском бюджете на 2017-2019 годы заложена цена на нефть на уровне 35 долларов за баррель, а реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 1,9% в 2017 году, 2,1% – в 2018 году и 2,7% – в 2019-м.

"Данный базовый сценарий закладывает изначально некорректные предпосылки формирования бюджетных параметров", – заявил мажилисмен.

Депутат не понимает, за счёт чего будет достигнут рост ВВП в 2017 и 2018 годах, если цена на нефть будет ниже, чем в 2016 году, и при этом сократятся инвестиции в бюджет развития.

"Учитывая, что цена на нефть прогнозируется Правительством как основной фактор экономического роста, непонятно, каким образом будет достигнут рост ВВП в 1,9% и рост налоговых поступлений на 7,7% в 2017 году при цене 35 долларов за баррель, если в 2016 году при средней цене 41 доллар за баррель прирост ВВП прогнозируется на уровне 0,5%", – отметил Аманжан Жамалов.

На кашаганскую нефть рассчитывать нельзя

Парламентарий подчеркнул, что в уточнённом бюджете по программам развития идёт снижение расходов в 2017 году на 82 млрд тенге, в 2019 году – на 194 млрд тенге, в том числе по программе "Нурлы Жол".

"Возможно, сегодня основные надежды на рост экономики связаны с добычей кашаганской нефти. В бюджете заложена добыча 14 млн тонн кашаганской нефти в 2017 году и 11 млн тонн – в 2019 году. Но, по словам председателя АО "КМГ" Сауата Мынбаева, нижний порог окупаемости добычи нефти на Кашагане – 90-100 долларов за баррель, и будет ли даже при котировке 50 долларов за баррель эта нефть драйвером для роста экономики – большой вопрос", – высказался Аманжан Жамалов.

По его мнению, рассчитывать на увеличение кредитования банками до такого уровня крайне несерьёзно, а других факторов экономического роста, по его словам, нет.

"Из вышеизложенного можно сделать один вывод о том, что Министерством нацэкономики и финансов изначально завышен план по росту ВВП и занижен план по доходам и расходам бюджета", – считает депутат.

Чем грозят нереальные планы Миннацэкономики

По словам Жамалова, доходная часть бюджета занижена как минимум на 700 млрд тенге. При этом, по его мнению, не учитывались налоговые поступления, которые пойдут в Нацфонд.

"Можно предположить, что Минфин преднамеренно занижает план по доходам, чтобы в дальнейшем отчитываться об успехах его перевыполнения. А ведь данные средства, примерно 700 млрд, могли бы быть направлены на бюджет развития, что позволило бы решить многие, в том числе социальные вопросы, стимулировать экономическую активность. А самое главное – данные средства могли бы снизить трансферы из Нацфонда, которые в 2017 году превысят 3 трлн тенге и составят 42% от общей суммы доходов бюджета", – пояснил мажилисмен.

Он считает, что в Правительстве уже сложилась практика, что дополнительные средства, полученные в результате такого планирования, начинают перераспределять в ходе уточнения бюджета. Он отметил, что включение таких средств в следующем году при уточнении в бюджет сокращает время для их освоения, а это, в свою очередь, по мнению депутата, приводит к некачественному использованию бюджетных средств.

"Или, как показал недавний опыт уточнения бюджета на 2016 год, эти средства просто идут на пополнение уставных капиталов квазигоссектора, где они также фактически не могут быть освоены в течение финансового года и выпадают из экономического оборота. Вывод один: при таком планировании бюджета никто не может досконально прогнозировать последствия тех или иных решений. И Правительство не может, как этого требует глава государства, обеспечить бюджет, ориентированный на достижение конечного эффективного результата", – считает он.

Дивиденды на госпакеты акций занижены

Ещё одним недостатком при планировании бюджета Аманжан Жамалов назвал заниженные дивиденды на государственные пакеты акций и долю участия.

"В целом, по состоянию на 1 января 2016 года, государство владело пакетами акций в 130 акционерных обществах, находящихся в республиканской собственности. Проектом бюджета на 2018 год учтены дивиденды только от 60 АО. При этом 96% от общей суммы дивидендов в 2017 году будут выплачены всего двумя компаниями. Это "Самрук-Казына" и "Астана ЭКСПО". В сумме это составит 14,7 млрд тенге. Таким образом, более 60 АО не выплачивают дивидендов и являются убыточными", – подчеркнул парламентарий.

Он отметил, что с 2005 по 2015 год из республиканского бюджета на создание этих акционерных обществ была выделена астрономическая сумма – 3 трлн 436,2 млрд тенге.

"За этот же период от этих же АО в республиканский бюджет поступили дивиденды на общую сумму 348,9 млрд тенге. То есть за 10 лет в бюджет вернулось всего 10% от вложенных средств. Более того, с 2015 года наблюдается снижение объёма дивидендных выплат", – заявил Жамалов.

Депутат привёл цифры для сравнения.

В 2015 году АО "Самрук-Казына" выплатило дивиденды в бюджет в размере 34,7 млрд тенге, а в 2017 году планируется всего лишь 11,9 млрд тенге. АО "КазАгро" в 2017-м получит бюджетный кредит 60 млрд тенге, а направит в бюджет только 39 млрд тенге.

"Далее, по бюджетной программе на создание условий привлечения инвестиций, за счёт которых финансируется Kaznex Invest, из бюджета в 2017-2019 годы будет выделено 4,8 млрд тенге. При этом в 2017 году АО "Kaznex Invest" выплатит всего 1,7 млрд дивидендов в бюджет. То есть сумму, равную полугодовой зарплате одного сотрудника. АО "Байтерек" дивидендов выплачивать вообще не будет. Хотя только по итогам шести месяцев 2016 года прибыль холдинга составила 29,4 млрд тенге", – сообщил Жамалов.

Бюджетные деньги перетекают из кармана в карман

Мажилисмен считает необходимым пересмотреть дивидендную политику. Пояснил это он тем, что сегодня объём дивидендов не привязан к размеру полученной чистой прибыли, как это принято во всём мире.

"АО "Самрук-Казына", получив прибыль почти 300 млрд тенге, выплатит всего 11,9 млрд тенге. А это всего лишь 4% от чистой прибыли. Целесообразно, чтобы минимальный размер дивидендов определялся в процентном отношении к полученной чистой прибыли за год. Оптимальный уровень – 50% от прибыли", – высказался он.

В пример депутат привёл Россию, где все госкомпании обяжут платить дивиденды в размере 50% от прибыли.

"Вообще сегодня можно сказать о тотальной неэффективности АО, находящихся в собственности государства. Все вышеперечисленные бюджетные средства не учитывают бюджетные расходы на кредитование субъектов квазигоссектора, а также предоставление государственных заданий. Большинство АО финансируются за счёт государства через механизмы госзаданий, размещения заказов и так далее. За счёт бюджетных средств формируются доходы и выплачиваются дивиденды в бюджет. По сути, создан замкнутый круг обращений бюджетных средств из одного кармана в другой. Всё это похоже на известное сравнение про чемодан без ручки, когда и нести тяжело и выбросить жалко", – считает Аманжан Жамалов.

После этого парламентарий обратился к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву, которому процитировал слова Эйнштейна.

"Сумасшествие – ожидать новые отличные результаты, делая вещи по-старому". Надеемся, что наше сегодняшнее выступление будет учтено в дальнейшей работе в возглавляемом вами Правительстве", – резюмировал Аманжан Жамалов, обращаясь к министру финансов.

Отметим, что депутаты одобрили проект закона "О республиканском бюджете на 2017-2019 годы".

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter