В пятницу, 21 сентября, специальная правительственная комиссия, которая должна была поставить все точки над i в вопросах застройки Алматы, попыталась ответить кто, когда и с чьего позволения устроил «этот наглый беспредел», о котором говорил в своем поручении глава государства.
Напомним, что комиссию возглавляет сам премьер-министр, его заместитель – Умирзак ШУКЕЕВ. В состав также включены министры: по чрезвычайным ситуациям Виктор ХРАПУНОВ, юстиции Загипа БАЛИЕВА, финансов Наталья КОРЖОВА, индустрии и торговли Галым ОРАЗБАКОВ, экономики и бюджетного планирования Бахыт СУЛТАНОВ, охраны окружающей среды Нурлан ИСКАКОВ, а также заместитель генерального прокурора республики Асхат ДАУЛБАЕВ и глава Агентства РК по управлению земельными ресурсами Бакыт ОСПАНОВ.
Члены правительственной комиссии перечислили нарушения, выявленные в ходе проверки. Причем все их внимание главным образом акцентировалось именно на южной столице: так по результатам прокурорской проверки выявлено, что всего в водоохранной полосе каждой из 22 малых рек расположено 1815 объектов. Среди них 63 предприятия, 4 склада, 6 гаражей, 7 автостоянок, 5 АЗС, 19 СТО, 4 автомойки и 1640 индивидуальных жилых домов. Кстати, даже подсчитали, кто из градоначальников Алматы и когда давал разрешения на строительство в природоохранных зонах. Первенство, как выяснилось, в этом списке принадлежит экс-акиму южной столицы, а ныне члену комиссии Виктору Храпунову – 141, далее за ним следует Имангали Тасмагамбетов – 35, а на третьем месте Шалбай Кулмаханов – 25.
По словам же министра индустрии и торговли Галыма Оразбакова, более 50% всех этих объектов построено без необходимых разрешительных документов.
– Суть нарушений в том, что вместо выдачи разрешения на изменение целевого назначения земельного участка заявителя выдавались архитектурно-планировочные задания на новое строительство, – добавил министр.
Тем временем органы прокуратуры заявили о своей готовности принять все необходимые меры к сносу всех незаконно возведенных строений и возврата земель в собственность государства в Алматы и Алматинской области. На то имеются все основания: разрешения местных органов власти собственникам участков выдавались на протяжении нескольких лет «с грубыми нарушениями требований законодательства». Что касается убытков, которые будут причинены владельцам незаконно построенных объектов в результате сноса, то они должны быть возмещены местным исполнительным органом из местного бюджета, полагает заместитель генерального прокурора Асхат Даулбаев. (Правда, почему за незаконно построенные коттеджи, автомойки, СТО и т. д. и т. п. должен платить народ, – так и осталось загадкой. Ведь, по сути, владельцы объектов наверняка знали о ситуации. Комиссия, кстати, так и не обнародовала ни одной фамилии собственников всех этих строений.)
– Учитывая рыночную стоимость недвижимости, речь идет о многомиллиардных вложениях, которые государство должно будет произвести для возмещения ущерба собственникам имущества, – говорит Асхат Даулбаев. Однако в то же время полагает, что решение по данному вопросу необходимо принимать правительству «с учетом реальных возможностей государственного бюджета».
Между тем аким Алматы Имангали Тасмагабетов утверждает, что для выкупа даже по минимальной цене всех этих объектов (их всего согласно прокурор-ской проверке 1815), построенных когда-то незаконно в природоохранной зоне малых рек города, потребуется около 4 миллиардов долларов.
– Из 35 постановлений о выделении земельных участков, подписанных мной, о которых говорил заместитель генерального прокурора, 5 участков выделены под ИЖС действительным послам Казахстана за рубежом, 1 участок – под пробивку улицы, а остальные постановления – это переоформление прав собственности на участки, – констатировал он.
Премьер-министр Карим Масимов отметил, что ситуация оказалась сложнее, чем предполагалось. Поэтому он обратился к главе государства с просьбой продлить сроки выполнения его поручения до 1 ноября.
– Такое разрешение я получил, поэтому комиссия будет продолжать работу в течение месяца, – заявил он.
Кстати, ситуацию с незаконно построенными объектами Карим Масимов считает тестом лично для себя и для акима Алматы Имангали Тасмагамбетова. Впрочем, список можно было несколько расширить, включив в него глав Алматинской областной и прилегающих к ней районных администраций, а также экс-акимов.
Посторонние землепользователи
В прошлом номере мы рассказывали о нашей «вылазке» в Иле-Алатауский государственный национальный природный парк, территория которого застроена частными строениями («Война дворцам» № 36 от 17.09.2007 г.). Так вот узнать, кому же принадлежат все эти особняки и спортивные комплексы в заповедной зоне – в урочище Бутаковка, оказалось делом весьма непростым. (Кстати, из справочных данных следует, что «использование территории национального парка допускается в природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах».)
– До создания этого заповедника, то есть до 1997 года, на этой территории находился целый поселок – лесхозовские дома, – рассказывают в Талгарском районном акимате.- Каждый владелец имел на руках пожизненный государственный акт, так называемый ПДП, после развала Советского Союза все эти строения были ими приватизированы. Нового отвода под строительство индивидуального жилищного строительства не было.
Разъяснили в райакимате и ситуацию с детскими лагерями. Оказалось, что «Прометей» площадью 4 га выкупила в собственность Евразийская промышленная ассоциация. Целевое назначение участка вскоре владельцы изменили: сейчас на месте бывшего лагеря «красуется» конноспортивный комплекс «Алтын-тай». Примерно в то же время, до 1997 года, был продан и детский лагерь «Мичуринец» площадью 5 га. Позднее на его месте началось строительство туристического спортивного комплекса «Нурсай» для подготовки спортсменов на Олимпий-ские игры. Затем сооружение было передано кому-то Даулетом Турлыхановым. Правда, кому, в акимате об этом не знают.
Другой пионерский лагерь – «Юный мечтатель» был выкуплен в 1996 году через территориальный Комитет по госимуществу. Разрешение на его реконструкцию выдавалось Алматинским областным ГАСК примерно в 2001-2002 годах. С 2002 года его собственником числится Яков Цхай. «Он, кстати, пятый покупатель», – отмечают в акимате.
Между тем, по словам генерального директора Иле-Алатауского государственного национального природного парка Абая Бегембетова, еще в 70-е годы постановлением Совета министров КазССР все эти земли были выведены из состава государственного лесного фонда. Позже, при создании заповедника, этот фактор учли – участки вывели из баланса нацпарка.
– Мы их называем посторонние землепользователи, – говорит Абай Бегембетов. – К сожалению, наша организация не имеет права вмешиваться в этот вопрос. Единственное, мы следим за тем, чтобы они не производили выброс вредных веществ за пределы отведенной им территории и соблюдали пожарную безопасность.
Кстати, попутно решили задать генеральному директору заповедника еще несколько вопросов, интересующих алматинцев, почему в заповеднике отсутствуют контейнеры для мусора (все-таки вход в заповедник платный) и имеют ли право владельцы «Алтын-тай» пасти своих лошадей за пределами отведенного им участка, ведь, насколько нам известно, на территории парка самовольный выпас скота запрещен?
– В ближайшее время мы намерены поставить специальные мусоросборники. Так что это справедливое замечание, – отмечает Абай Бегембетов. Владельцам же «Алтын-тай» он пообещал отправить соответствующее предписание, а работников заповедника, по недосмотру которых сотрудники конноспортивного комплекса самовольно пасли лошадей, наказать.
Посторонним вход воспрещен!
Рассказывали мы в прошлой публикации и о генерале Новикове, который загородил забором проход в ущелье выше поселка Ерменсай рядом с речкой Поганкой, тем самым закрыв доступ жителям и гостям южной столицы в горы. Так вот оказалось, что ущелье действительно принадлежит Павлу Новикову, начальнику Центрального спортивного клуба армии. При встрече с нами Павел Максимович не стал отрицать, что директиву «не пропускать посторонних» дал именно он. «Это не проходной двор», – отмечает генерал-майор. Причем действовал он только из лучших своих побуждений – дабы сохранить первозданную красоту нетронутой природы.
– Это мое, о чем я с гордостью заявляю! – говорит Павел Новиков. – Причем уже больше 10 лет. Много лет тому назад, в 1994 году на развале всего огромного Советского Союза я получил персональное поручение президента нашей страны Нурсултана Абишевича Назарбаева – навести порядок в этом месте.
Далее поясняет, дескать, поручение было устным. «Но оно же потом документально оформлялось», – уточняет генерал-майор.
– Поясню, все эти предгорья раньше принадлежали совхозу «Алатау», 4-й бригаде ХОЗУ Совмина. Когда в одночасье все это стало никому не нужно, пошло вкривь и вкось и надо было остановить этот беспредел, вот тогда мне и дали такое ответственное поручение, – констатирует генерал Новиков.
Вначале земельный участок принадлежал ему на правах арендатора, позже, уже в 2004 году, эти земли были переоформлены (в последний раз, отмечает он) эти земли: акт частной собственности выписали общественному объединению «Международная ассоциация клубов» с правом ведения сельскохозяйственной деятельности.
– В национальный парк, к примеру, ни в Америке или же любой другой стране, не попадешь без предварительного оформления своего нахождения, – говорит Павел Максимович, далее продолжает, дескать: у охраны имеются все контактные телефоны. «Пожалуйста, звоните и согласовывайте заранее. Нас даже лесник предупреждает, что к нему едут гости. Ему даже это удобно. Мы служим для него сдерживающим буфером», – отмечает он.
– А разве земельный участок имеет статус заповедника?
– Нет, мы его только готовим, – добавляет генерал Новиков. – Пока же его статус – это ведение сельскохозяйственной деятельности.
Вместе с тем, по его словам, на территории проводятся мероприятия спортивного характера, занятия по боевой подготовке личного состава клуба, экскурсии и походы для детских домов и школ, фотосессии, киностудия «Казахфильм» время от времени проводит съемки. Оказываются конные услуги, естественно, за разумные цены. Ученый-селекционер Иван Иванович Пономарев проводит здесь свои эксперименты. Специально для этих целей выделили гектар земли. Мы сумели сохранить яблоневые сады. Сегодня алматинцы могут купить апорт, выращенный именно на этом участке земли. Но самое главное – здесь удивительный животный мир, который мы пытаемся всеми силами сохранить. Именно по этой причине проход закрыт.
– Кстати, кто является учредителем ОО «Международная ассоциация клубов»?
– Учредителем этого фонда являюсь я! Хочу немного крутизны.
– И какова площадь вашей частной собственности?
– Я думаю, что больше 800 га. Это неудобия, горы, обрывы. Это не земля, которая пригодна для чего-то.
– Если не секрет, за сколько вы выкупили этот участок?
– Не секрет. Сумма небольшая. Она не по плечу генералу, ее купила организация. Есть договор купли-продажи… Примерно она составляет 50 или 100 тысяч долларов. За все, наверное…
Чиновничий синдром
Далее продолжает: мол, за вашим вопросом стоит, сколько же на этом можно заработать. Так ведь все живут, отмечает он: купил подешевле – продал подороже.
– Сегодня эта земля – «золотая», там, может, сотка стоит сто тысяч условных единиц, если, конечно, брать именно для этих целей – продажи. Но мы за все время не нарушили ни одного обязательства по договору.
– Нас интересует еще и другой вопрос – за какие-такие достоинства вам поручили «присматривать» за этими землями? Почему кто-то может запросто выкупить 800 с лишним гектаров земли за столь мизерную сумму, а кто-то должен из-за 6 соток годами обивать пороги чиновничьих кабинетов? Пытаемся понять, чем же в таких случаях руководствуются чиновники.
– Здравым смыслом, – отвечает на наши вопросы генерал Новиков. – Если этот человек, в данном случае я, выполнил все обязательства и был честен, то почему бы и нет? Дать возможность и оформить за эти, даже сумасшедшие для меня деньги. Ясно же, что у меня таких денег не может быть. Я не бизнесмен, зарплата моя – скромная. А, может быть, это делалось ради того, чтобы сохранить землю и не застроить ее ничем, не спекулировать и не зарабатывать на ней? Да и достоинств у меня хватает. Человек я ответственный, дисциплинированный, порядочный и честный. Если мне доверили дело, и свои обязательства я выполнил, то горжусь этим. Поэтому мне не страшно встретиться ни с кем, ни объяснить и тем более отвечать на какие-то вопросы. Я никого не обворовал. Мне не стыдно ни перед кем.
– Кстати, вы уверены, что ваши дети также продолжат, скажем так, дело – сохранять это уникальное место, не застроят участок особняками или же не продадут его в будущем?
– Это моя беда. Дети редко продолжают дела отцов. Порой они не такие эмоциональные и не такие амбициозные, как мы. Если мне не помогут, в том числе и вы, то, конечно, это может произойти. Хотя документально все защищено.
– Кстати, в народе ходит очень много слухов про вас. Не могли бы вы развеять или подтвердить их, ведь порой они появляются не на пустом месте: якобы вы построили особняк, потому и перекрыли проход, чтобы не мешали вам отдыхать. Действительно это так?
– На территории всего лишь два сооружения – здание бригады, которое находится на входе, и пасека. Никаких особняков там нет. Буквально на днях прокуратура по поручению премьер-министра и по указанию президента объехала весь участок. Ни одного дворца, особняка или чего-то похожего на это не обнаружила. Я несу ответственность за все взятые мной обязательства – это сохранение предгорья в экологически чистом виде и использование его для спорта и досуга. Этим я всем и мешаю. Иначе ущелье было бы застроено, как и вся местность в округе.
Скоплю немного денег
Буквально на следующий день мы с фотографом попытались напроситься «в гости» к генералу – провести небольшую фотосессию. Вначале Новиков любезно согласился, пообещав не только предупредить охрану на въезде в ущелье, но даже выделить специального проводника. Однако, приехав на место, узнали, что это были всего лишь обещания. Охранник, пожилой мужчина, сообщил, что никто его о нашем приходе не ставил в известность. Пришлось опять звонить Павлу Максимовичу, но, увы, видимо, даже люди военные склонны к переменам. В общем, пришлось напоминать ему о «генеральском слове». После чего г-н Новиков решил приехать и сам провести небольшую экскурсию…
Генерал-майор по-хозяйски показывает нам свои владения. Фотограф, заметив недалеко от въезда с левой стороны груду металлолома, фотографирует. На что Павел Максимович замечает: осталось это «богатство» ему еще с советских времен, помаленьку высвобождаю от него территорию. «Это остатки, вот денег еще поднакоплю и вывезу все», – обещает он.
Едем дальше. По дороге фотограф пытается запечатлеть некоторые кадры – далекие и причудливые горные вершины, заросшие соснами и затянутые дымкой, город, задыхающийся от выхлопных газов и беспорядочного строительства, стройные ряды яблонь, небольшой табун лошадей, пасущийся среди всей этой удивительной красоты. По дороге генерал-майор просит одного из своих арендаторов угостить нас «настоящим апортом». Пытаемся узнать, сколько же у него на участке арендаторов и чьи же это лошади. «Арендаторов мало, а лошади мои, недалеко конюшня», – отвечает на вопрос он, тут он останавливает машину и просит полюбоваться объектом, о котором судачат местные жители.
– Вот мой «особняк» – небольшой деревянный сруб, мне его подарил друг из Усть-Каменогорска. Все удобства на улице, – смеется генерал Новиков. – Ниже молодые саженцы яблони, сливы, посаженные мной собственноручно. Дворцов, как видите, нет…
На обратной дороге фотограф успевает заснять горы мусора. Наглядный пример того, как некоторые наши туристы «отдыхают», поясняет Павел Максимович.
– Вычистили всю территорию, видите, сколько мусора насобирали, – говорит он. Далее опять обещает: дескать, вывезу в ближайшее время, вот только денег поднакоплю.
– Вывоз мусора сейчас подорожал. Семь тысяч за один прицеп надо отдать! – продолжает он. По дороге интересуемся у него, кто же помогает ему содержать такую огромную территорию и конюшню, оплачивать работу охранников и другого персонала. Все-таки у генерала зарплата небольшая – всего лишь 95 тысяч тенге.
– Клиника доктора Михайлова помогает, – отвечает на этот вопрос генерал-майор.
Срочный отпуск
За комментариями мы вновь обратились в Карасайский районный акимат Алматинской области: хотелось все-таки узнать, кто же одним росчерком пера решил судьбу 800 с лишним гектаров народной земли? Почему для того, чтобы сохранить первозданную красоту всей этой природы, нужно передавать землю в частную собственность? Согласитесь, если участок принадлежал заповеднику, то никто не загораживал бы проход к горам и любой человек мог совершенно спокойно, без каких-либо нервотрепок пройтись по любимому маршруту, знакомому с детства, и просто насладиться чистым горным воздухом…
Так вот на этот раз (как и всю позапрошлую неделю) все наши попытки опять не увенчались успехом. Аким Карасайского района Болат-Би Кутпанов, как выяснилось из слов секретаря, «срочно ушел в отпуск» (ходят слухи, что с последующим увольнением). Его первый заместитель Насариден Тусупов оказался «вечным странником»: то в Талдыкоргане на совещании либо в Алматы на встрече с энергетикам и т. д. и т. п.
-
1⚠️ Доброе утро! С началом трудовой недели! Предлагаем обзор главных новостей за 22 декабря
- 3123
- 0
- 7
-
2💵 50 млрд тенге из ЕНПФ вложили в облигации холдинга "Байтерек" в ноябре
- 3276
- 1
- 27
-
3✈️ Частный самолёт рухнул на жилой квартал в Бразилии: все, кто были на борту, погибли
- 2822
- 1
- 29
-
4💦 Сколько воды поступило в высыхающие реки и озёра Казахстана в 2024 году
- 2645
- 2
- 25
-
5🔵 "Не видны на рентгеновских снимках". Об опасности водяных шариков предупредили британские медики
- 2627
- 0
- 40
-
6🍉🍌 Фруктоза может способствовать росту опухолей – результаты исследования учёных из США
- 2629
- 0
- 23
-
7🛍 Три компании, управляющие пенсионными накоплениями казахстанцев, показали доходность ниже ЕНПФ
- 2513
- 3
- 20
-
8✈️ Самолёты России и стран Центральной Азии будут ремонтировать в аэропорту Актау
- 2568
- 3
- 65
-
9🇷🇸 В Белграде прошли массовые протесты, связанные с гибелью 15 человек на вокзале
- 2454
- 0
- 30
-
10🇺🇳 Какие проекты из стран Центральной Азии оказались в центре внимания ООН
- 2402
- 0
- 7