Число обращений в прокуратуру растёт: на что жалуются казахстанцы

За два месяца в надзорный орган поступило более 70 тысяч обращений.

За два месяца текущего года в органы прокуратуры поступило более 70 тысяч обращений, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года, по результатам их рассмотрения удалось защитить права порядка 4800 заявителей. В Генеральной прокуратуре РК рассказали, на что и на кого жалуются казахстанцы.

"Чаще всего в органы прокуратуры обращаются с жалобами на неправомерные действия сотрудников органов следствия и дознания, на вынесенные ими процессуальные решения, заявляя о несогласии с судебными актами по уголовным и гражданским делам, нарушении прав при проведении проверок. Также это жалобы на действия (бездействие) судебных исполнителей, нарушения в сфере жилищных отношений, земельного законодательства, а также заявления о совершении преступлений", – говорится в сообщении.

В ведомстве напомнили о порядке рассмотрения прокурорами жалоб на судебные акты по гражданским делам, рассмотренным без участия прокурора (необязательной категории, где не затрагиваются интересы государства, общества или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать). Однако на практике граждане по этим вопросам обращаются в органы прокуратуры и просятся на личный прием, но им отказывают, поскольку рассмотрение не относится к компетенции прокуратуры. 

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу, прокуроры рассматривают жалобы на решения судов, где затрагиваются интересы государства и общества, лиц, не способных самостоятельно защищать свои права, а также когда это предписано законом или необходимость участия прокурора признана судом.

Поэтому по частно-правовым спорам стороны должны самостоятельно обжаловать оспариваемые судебные акты в суде.

К примеру, в Генеральной прокуратуре к рассмотрению подлежат жалобы на судебные акты:

  • по гражданским делам, где судебные акты вступили в законную силу, в пределах шестимесячного срока обжалования и только после реализации заявителем права на обращение в кассационную инстанцию (затрагивающие интересы государства, когда требуется защита неограниченного круга лиц, общественных интересов или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать, а также когда необходимость участия прокурора признана судом);
  • по административным делам рассматриваются жалобы на постановления кассационной инстанции по административным делам, предусмотренным ч.2 ст.31 АППК, в пределах трёхмесячного срока обжалования после реализации заявителем права на обращение к председателю Верховного суда – это дела, связанные с налогами, таможней, в сфере бюджетных отношений, охраны окружающей среды, природных ресурсов, выборного законодательства. 

Не подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре следующие жалобы:

  • по делам, которые рассматриваются уже в суде;
  • не вступившие в законную силу решения судов, независимо от категории спора (подлежат направлению в суды); 
  • по "необязательной категории" дел (т.е. по частно-правовым, корпоративным спорам и т.п.); 
  • по обязательной категории дел, по которым не реализовано заявителем право оспаривания судебных актов в Верховном суде (ч.4 ст.442 ГПК);
  • на вступившие в законную силу судебные акты в случае пропуска шестимесячного срока по гражданским делам и трёхмесячного срока по административным делам;
  • жалобы на действия судей (направляются по подведомственности в суды).
Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров