Прямой эфир Новости спорта

Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом

Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.

Члены Национального совета общественного доверия представили президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву свои предложения по развитию человеческого капитала и вопросам образования на третьем заседании совета, которое прошло в онлайн-режиме.



Президент ОЮЛ "Гражданский альянс Казахстана" Асылбек Кожахметов отметил, что сегодня в Казахстан необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов из Центральной Азии и Азиатского Тихоокеанского региона и таким образом компенсировать "утечку мозгов" из страны.

"Нам надо снять бюрократический барьер, упростить визовый режим для топ-менеджеров и преподавателей вузов. Возможно, это будет со следующего года, учитывая коронавирус. Нам нужно выделить бюджет на исходящую мобильность обучающихся. Нам нужно увеличить гранты для кандастар. Корпоративное управление попечителей должно идти не на словах, а на деле. Советы попечителей должны возглавлять главы регионов, чтобы на вузы возложить стратегическую ответственность по содействия развития региона", – отметил Асылбек Кожахметов.

Он добавил, что при распределении грантов нужно учитывать не только успеваемость, но и социально-экономические факторы.

"Абитуриенты из семей с высоким доходом не должны получать гранты. Предоставлять гранты нужно всем абитуриентам, имеющим низкие доходы на семью при наборе 50 баллов. Начиная с этого года (британское. – Авт.) правительство поручило университетам Кембриджа и Оксфорда взять не менее 7% детей из бедных семей. Перестраивается весь мир. Нам нужно перенаправить эти госгранты на людей с низкими доходами, чтобы работал социальный лифт. Ключевой вопрос – повышение качества образования. В первую очередь нам нужно изменение парадигмы обучения. От так называемого компетентностного подхода нам нужен переход к личностно-ориентированному. Мы должны обучить студента не столько профессии, сколько жизненным ориентирам, мировому восприятию, патриотизму. Обучать нужно жизни", – отметил спикер.

Он также поднял вопрос развития открытой конкуренции вузов.

"Для этого предлагаю программу повышения конкуренции вузов разделить на три лиги. И вузы надо делить не на государственные и частные, а на плохие и хорошие, и внедрить прозрачные и эффективные инструменты оптимизации вузов. Нам нужна конкурентоспособная первая лига на международном уровне, конкурентоспособная на национальном уровне и конкурентоспособная на региональном уровне. В первых двух лигах не должны проходить профилактические проверки МОН – им нужно развязать руки. Нужно дать дополнительное финансирование, чтобы они поддерживали высокий статус Казахстана", – считает Асылбек Кожахметов.



Президент Национальной палаты образования и инноваций "Серпін" Мурат Абенов выразил мнение, что страны, которые больше уделяют внимание сфере образования, лучше справляются с коронавирусным кризисом.

"По тем же результатам PISA, такие страны как Китай, Сингапур, Южная Корея, Финляндия, Эстония находятся на первых местах, и в борьбе с коронавирусом они тоже они оказались среди первых. То есть быстрее справляются с трудностями не там, где больше тратят на здравоохранение, а там, где больше уделяют внимание образованию. Вся страна увидела, насколько труд педагогов сложный. Мы увидели недоставки, которые можно исправить. Мы увидели, что нахваленная система цифрового образования не выдержала – интернет не работал, многие проекты, финансируемые из бюджета, не показали должного результата. Какие пути решения?
Это привлечение в школы наиболее сильных учителей. Повышение заработной платы и статуса вызвал большой интерес к педагогической деятельности, конкурс большой, но, к сожалению, вопрос не отрегулирован. Предлагаем МОНу придумать правила конкурсного отбора учителей, чтобы судьбу их решали не только директора школ в закрытом формате, чтобы это было прозрачно", – сказал Мурат Абенов.

По его словам, изменений требует и система распределения грантов в вузах.

"Много лет мы распределяем гранты по языкам обучения. Зачем-то определяем 75% – на казахском, 25% – на русском. При этом получается, что молодой человек, выпускник, получил 70 баллов и не может поступить на авиацию. Сдававший на другом языке получил 50 баллов – получает гранты. Потом нас пилоты возят, которые имеют худшее образование", – констатировал спикер.

Мурат Абенов отметил, что в период дистанционного обучения многие страны столкнулись с цифровым неравенством, когда бедная семья не может купить компьютеры своим детям, а недостаток доступа к интернету не позволяет им подготовиться.

"Многие страны используют возможности учебного телевидения, это Южная Корея (с 80-го года), Китай, Индия. Мы посмотрели опыт "Балапана", "Ел арны" – они хорошо поработали, в ускоренном виде готовили уроки. Мне кажется, сейчас наступило время создать свой образовательный канал "Бiлiм", через который мы могли бы транслировать уроки лучших педагогов. Сегодня мы пришли к той ситуации, когда вместо звёзд развлекательного жанра звёздами стали учителя – их узнают на улице. Эта пандемия позволила показать всей стране лучших учителей, я думаю, в этом отношении создание учебного телевидения позволит лучший контент, лучшие технологии сделать конкурентоспособными", – отметил Мурат Абенов.

По его словам, также есть проблемы, связанные со стоимостью учебников.

"В 2016 году неоправданно мы перешли на единые базовые учебники. Это привело к тому, что некоторые компании стали монополистами. Вот хочу один пример привести – есть учебники первых классов – они единые базовые, а в старших классах нет. То в старших классах учебник стоит 2 тысячи тенге, в начальных – 4-5 тысяч. Я думаю, что важно сейчас перейти на альтернативный учебник и тогда сэкономим миллиарды. И по электронным учебникам – если хотя бы обеспечить младшие классы планшетами, то можно закачать им эти книги", – отметил Мурат Абенов.



Руководитель образовательных проектов BTSDigital Саясат Нурбек призвал президента сделать ключевым приоритетом всей государственной политики именно вопросы образования и развития человеческого капитала.

"Такую ставку сделали Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Финляндия. Все эти страны очень конкурентоспособны, выдерживают все испытания, изменения, которые в мире происходят в первую очередь благодаря той большой политике, которая была заложена в 70-80-е годы. По профтехобразованию есть два конкретных предложения. Организациям профтехнического образования нужно давать академическую свободу. Так больше не может продолжаться. Они сейчас могут только до 50% регулировать какие-то внутренние свои учебные планы. Надо отходить от типовых учебных планов. Надо дать им полноценную академическую свободу, чтобы с учётом региональной специфики, потребностей конкретного предприятия могли регулировать свои учебные программы. Второе – нужно лицензировать специальности, чтобы студенты могли получать несколько квалификаций в рамках одной специальности.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров