Четвёртый автопарк за год закрылся в Алматы из-за финансовых трудностей. Другие перевозчики прогнозируют срывы в обслуживании маршрутов в зимнее время из-за подорожания дизтоплива и падения курса тенге.

"Цена дизтоплива растёт, девальвация сильная. В России, в пограничных областях 230 тенге за солярку. Наши цены туда устремились. В прошлую пятницу я поднимал вопрос во время презентации новых автобусов, сообщил, что быстро ситуация ухудшается, примите срочные меры по изменению тарифов или субсидированию. Сегодня официально заявил "Достранс" (обслуживал маршруты 123, 41, 74. – Авт.) о невозможности продолжать работу из-за финансовых трудностей. Нет средств, чтобы концы с концами свести. Субсидирования нет. Если не обеспечат субсидирование, один за одним будут закрываться предприятия", – заявил президент Ассоциации предприятий пассажирских перевозок Алматы Сабит Аманбаев.

По словам Сабита Аманбаева, стоимость солярки только будет расти.

"Сейчас солярка стоит 190 и не прекратит роста. Уборка только начинается. Как Центральный Казахстан полным ходом пойдёт убирать, нет сомнений, что солярка ещё подорожает, а Северный Казахстан близко даже не начинал. Зерновые области – огромные потребители дизтоплива, у нас взлетит цена. Если 200 будет солярка сейчас, то зимняя уже будет 300. Сейчас у нас не хватает средств, Мы не покупаем шины к зиме, аккумуляторы. Может произойти масштабный сбой, беспокоимся, что будет массовый сбой маршрутов. Это может вызвать недовольство населения, привести к социальному напряжению. Финансовое состояние у нас плохое. Курс уже почти 370 тенге. Это рост цен на резину, запчасти, аккумуляторы. Сборочные заводы тоже импортируют все детали. У них цены пропорциональны к росту доллара. Мы без принятия срочных мер в зиму войдём со страшной ситуацией", – сказал он.

За год с рынка помимо ТОО "Автобаза Достранс" ушли ТОО "Нуржас Транс", ТОО "Сант", ТОО "Таксомоторный парк".

"Когда предприятия уходят с рынка, в развитой рыночной экономике это приветствуется. Но в нашем случае, когда четыре предприятия уходят с рынка, – это очень плохо. Они уходят с рынка не из-за конкуренции, а из-за отсутствия добросовестной конкуренции, – отметил Сабит Аманбаев. – У нас коммунальный парк "Алматыэлектротранс" поддерживается городскими властями, к ним бегут все водители, у них всё есть, а бизнес останавливается. Банкротство искусственного характера. Это принципиально недобросовестная конкуренция, это очень плохо, если системно посмотреть. Создание приоритета местного исполнительного органа для "Алматыэлектротранса" имеет отсроченный, но очень отрицательный и негативный результат для организации перевозок".

В 2018 году на субсидирование 89 маршрутов из бюджета Алматы выделили 6,9 млрд тенге. По данным Сабита Аманбаева, городские власти оплачивают разницу между действующим тарифом и себестоимостью только по 50 маршрутам.

"Субсидирование идёт по ряду маршрутов, где у нас новые автобусы. Но новые автобусы у нас – это малая часть, львиная доля субсидий идёт госпредприятию "Алматыэлектротранс", а для бизнеса несколько маршрутов не покрывают потребностей. Например, "Олжас Транс" купил новые автобусы, один маршрут субсидируется, а два нет. У Green Bus Company большинство не субсидируется. Там, где не субсидируются, не могут поднять зарплату, приобрести запчасти, – считает Сабит Аманбаев. – Про профилактику безопасности движения даже никто не заикается, а город не подозревает, что такая работа должна осуществляться".

В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы считают, что первые три автопарки срывали график движения и нарушали договор. В ответе на официальный запрос Informburo.kz заместитель городского УПТиАД Ерлан Адилов назвал их "недобросовестными перевозчиками". Также он пояснил, почему субсидии выделяются не на все маршруты, одобренные депутатами маслихата.

"В расчётах тарифов указана стоимость новых автобусов. В связи с тем, что на маршрутах, включённых в перечень субсидируемых маршрутов, задействован старый подвижной состав, стоимость которого не соответствует расчётам, их субсидирование не представляется возможным. Также вопрос повышения тарифа не рассматривается", – сообщил Ерлан Адилов.

Глава Ассоциации предприятий пассажирских перевозок Алматы считает действия городских властей незаконными.

"Это совершенно необоснованное заявление, которое противоречит нормативным правовым актам, которые утвердило правительство. Это местная самодеятельность, правовой нигилизм. По закону все маршруты должны субсидироваться. А автопарки ежегодно обновляют 20% автобусов. Это научно-обоснованные экономические цифры. За счёт поэтапного обновления у предприятия остаются деньги на повышение зарплаты, водители тоже должны существовать в конкуренции, нужно создать добросовестную конкуренцию на рынке труда водителей. Туда, где хорошие зарплаты, устремляются лучшие. У нас зарплаты низкие, единственный, кто платит хорошие деньги, – это "Алматыэлектротранс". Из всех парков люди бегут туда. Но там конкуренция большая – 3000 водителей, у которых в руках ежедневно по 1000 жизней. Это тяжёлый труд", – сказал Сабит Аманбаев.

Аким Алматы Бауыржан Байбек ранее заявил, что городские власти ориентированы на интересы горожан.

"Для нас самое главное – это сервис. Мы полностью ориентированы на интересы горожан. Оказали хороший сервис: люди довольны, автобусы новые и чистые, водители культурные. Мы выделяем субсидирование. Какой-то критерий не исполняется – забираем деньги", – сказал аким Алматы.

7 августа вице-министр энергетики РК Болат Акчулаков пояснил, что на рост цен на дизельное топливо в РК повлияло введение повышенных акцизов для производителей.

2 августа фермеры РК заявили о грядущих проблемах с уборкой урожая из-за роста цен на дизтопливо. В июле цены на рынке выросли до 210 тысяч тенге за тонну, тогда как в июне они составляли 191 тысячу тенге.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter