Базары и рынки вымирают: могут ли все продавцы в Казахстане уйти в онлайн-торговлю

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Многие предприниматели торгует и онлайн, и офлайн. Количество мест на традиционных рынках сокращается.

Казахстанцы стали чаще совершать покупки онлайн. При этом традиционных рынков в стране всё меньше, а их оснащённость – всё хуже. Смогут ли онлайн-площадки полностью вытеснить базары, выяснял "31 канал".

Онлайн-магазины забирают клиентов у рынков и бутиков. В бюро нацстатистики сообщили, что в 2024 году объём электронной коммерции составил 2,4 трлн тенге против 1,6 трлн тенге годом ранее. Чаще онлайн казахстанцы покупают телефоны и гаджеты, бытовую технику, следом идут одежда, обувь и спортивные товары. Замыкают список компьютеры, ноутбуки и программное обеспечение. А вот с партнёрами маркетплейсов картина выглядит не так радужно: активными продавцами является лишь около 16% зарегистрированных предпринимателей. Как отметили эксперты, причина в нехватке оборотных средств. Если бы банки поддержали продавцов лояльными условиями, рост электронной торговли мог ускориться. 

"Мы ещё не очень интересны (для банков. – Авт.) с точки прибыльности и прочих вещей – объём не тот. Проблема ещё какая – когда даёшь деньги МСБ, нет прозрачного скоринга (системы оценки заёмщика. – Авт.) нечего "скорить". В отличие от селлеров, где можно передать IP-ключи, можно всё посмотреть: сколько денег дать, под какой процент и какой у тебя, условно, риск-фактор", – сказал действующий селлер, эксперт в области электронной коммерции Алмас Касымжанов.


Между тем, с ростом популярности маркетплейсов рынки уходят на второй план. Сокращаются торговые места. Люди предпочитают покупать онлайн по нескольким причинам. 

"В крупных городах население больше работает, постоянно на рабочем месте, порой некогда приобрести товары. В целях экономии времени приобретать онлайн – это одна сторона, вторая - онлайн-продажи обходятся намного дешевле, здесь меньше расходов", – отметил экономист, финансовый советник R-Finance Арман Байганов.

Экономисты отметили, что часть продавцов с рынков может остаться не у дел. Но большинство торгует уже и онлайн, и офлайн. По количеству рынков лидирует Туркестанская область, а по числу торговых мест – Алматы. Однако при незначительном росте общей площади рынков во всех регионах их количество и торговые места сокращаются. Так, к примеру, в Костанае центральный рынок за последний год стал значительно меньше по площади, так как от павильонов освободили тротуар и проезжую часть. А на месте ещё одного Наримановского ранка этим летом начнут строить школу.

НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ