Прямой эфир Новости спорта

Банки должны пояснять причину отказа в выдаче кредита и реструктуризации – Нацбанк РК

В Нацбанке РК рассказали, что уже сделано, и что следует сделать для защиты прав потребителей финансовых услуг.

"Нет просрочки – нет жалоб. Как только пошла просрочка – начинаются жалобы и, в основном, на огромную сумму пени", – сформулировал главную причину разногласий между заёмщиком и банком начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Нацбанка РК Александр Терентьев.

За шесть лет в Нацбанк поступило более 34 тысяч жалоб от физических лиц, а за 8 месяцев 2016 года – пять тысяч. Из 34 тысяч меры были принять лишь по 302 обращениям. Как пояснил финрегулятор, причина такого низкого показателя в том, что граждане, к сожалению, не всегда удосуживаются внимательно прочитать договор, который подписывают.

"Мы пытаемся донести до широких масс основные нормы. Но это очень сложный документальный язык, понятный по большей части специалистам. И законы меняются. А люди не всегда знают свои права", – пояснил директор департамента методологии финансового рынка Нацбанка РК Нурлан Абдрахманов.

С 2014 года Нацбанк способствовал принятию норм, позволяющих предотвратить рост долговой нагрузки заёмщиков. Так, был введён запрет на выдачу займов в иностранной валюте лицам, не имеющим дохода в иностранной валюте, запрет на выселение из единственного жилья. С 2017 года вступает в силу ограничение на взыскание денег с банковского счёта заёмщика в сумме не более 50% от имеющейся на счёте.

"Нужен такой механизм, чтобы банки не просто выдавали кредиты, а имели возможности урегулирования. И гораздо более интересно посмотреть, как часто банки отказывают и насколько объективно банк подошёл к отказу в реструктуризации. Важно также, чтоб банк сразу сообщал заёмщику, на каком основании ему отказано в выдаче кредита. Клиенту должны на простых арифметических действиях объяснить: вот твоя зарплата, вот твои расходы, вот потребительская корзина, коммунальные услуги, в итоге чистый доход не позволяет платить, просто не на что будет жить", – сказал Нурлан Абдрахманов.

Национальный банк держит на контроле ставки по кредитам, которые выставляют банки второго уровня.

"Мы всегда занимались проблемой высоких кредитных ставок. В прошлом году была введена норма, по которой банки должны показывать фиксированную ставку – реальную цифру, которая, по мнению банка, покрывает все риски. Если ставки будут высокими, мы обязательно будем их изучать", – заверил Абдрахманов.

Иногда избежать неприятных ситуаций поможет простая внимательность.

"Людям стоит больше интересоваться своей долговой нагрузкой, чаще освежать в памяти кредитную историю. На практике люди нередко заявляют: "А мы не знали, что у нас такой долг", или вообще просто забывают выплачивать какой-то кредит, потому что их становится слишком много", – озвучил печальную тенденцию Нурлан Абдрахманов.

Он отметил, что Нацбанк добивается равных условий для банка и заёмщика. При прощении задолженности и у заёмщика, и у банка появляются дополнительные налоговые обязательства, так как рефинансирование без налоговых льгот невозможно – прощённая сумма формально считается доходом. Нацбанк добился отмены этой нелогичной нормы для банка, законопроект сейчас в Парламенте. Для физических лиц всё оказалось сложнее. Предложение прошло только в отношении пенсионеров – не самой большой части заёмщиков. Для всех прочих лиц прощёная задолженность по-прежнему является доходом. Хотя заёмщик и так признан неплатёжеспособным, денег на оплату налога у него просто нет.

В будущем Национальный банк делает большую ставку на сотрудничество с общественными объединениями в вопросах повышения финансовой грамотности населения. Также продолжится изучение финансовых продуктов на предмет ущемления прав потребителей.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров