Прямой эфир Новости спорта

Астанинский Национальный музей представит «Золотого человека» в новом виде

Культурные ценности возврату подлежат. Исторические значимые для Казахстана ювелирные украшения и предметы быта будут возвращены из-за кордона на историческую родину, обещают в столичном национальном музее. Суждено ли сбыться столь амбициозным планам «новорождённого», будет видно уже в следующем году. А пока в стенах музея можно увидеть оригинал «Золотого человека» и посмотреть, как устроена юрта.

Культурные ценности возврату подлежат. Исторические значимые для Казахстана ювелирные украшения и предметы быта будут возвращены из-за кордона на историческую родину, обещают в столичном национальном музее. Суждено ли сбыться столь амбициозным планам «новорождённого», будет видно уже в следующем году. А пока в стенах музея можно увидеть оригинал «Золотого человека» и посмотреть, как устроена юрта.

Статус обязывает. Новый столичный музей, обещает его руководство, скоро можно будет сравнить с российским Эрмитажем. Вот только оригинального здания и большой квадратуры для достижения столь высоких целей недостаточно.

– Огромные площади и красота не столь важны, если экспонаты в стенах музея не актуальные. Наша задача – стать ведущим научно-исследовательским центром не только Казахстана, но и Центральной Азии. Поэтому нам необходимо пополнять свой фонд уникальными культурными ценностями, – уточняет заместитель директора по научной работе Олжас Шариязданов.

В отличие от областных музеев столичный, по словам Шариязданова, имеет благоприятные климатические условия, способные сохранить для потомков культурное наследие казахского народа. А множество залов, таких, как зал Астаны, зал Независимого Казахстана, зал Золота, зал Древней и Средневековой истории, а также зал Этнографии и Современного искусства способны вместить в себя несметное количество исторических сокровищ.

– У нас есть все условия для содержания и хранения бесценного наследия наших предков. Для экспонатов, которые выставлены в витринах, а также хранятся в фондах, создаётся соответствующий микроклимат: световой, температурный, влажностный, – объясняет он. – Поэтому мы заинтересованы, чтобы всё уникальное национальное достояние, даже из самых далёких музеев, находилось в главном музее страны. Это такие предметы, которые составляют национальную гордость и имеют мировую значимость.

К примеру, среди бесценных экспонатов в музее можно увидеть подлинник знаменитого «Золотого человека».

– Это иссыкский золотой воин 16–17 лет, рост его 160 сантиметров. По его одеянию мы можем сказать, что он из знатного рода. Нашёл его в 1969–1970 годах наш знаменитый учёный Кемаль Акишев в кургане Иссык, – рассказывает Олжас Шариязданов. – У нас как-то была делегация ЮНЕСКО, все были восхищены этим экспонатом и удивлялись, как можно было расположить 4000 бляшек на одном костюме человека. К слову, в скором времени мы, возможно, удивим и казахстанцев – представим «Золотого человека» в новом виде. В каком – пока секрет.

Помимо экспоната «Алтын адам» в главном музее столицы можно увидеть сразу несколько воинов в золотом одеянии, и даже сакских золотодобытчиков. Но самая главная гордость – это сакская принцесса, при которой было найдено множество золотых украшений.

Несмотря на внушительное количество уникальных и бесценных артефактов, комплектация фонда не прекращается ни на минуту. Так в ходе последнего исследования поселения Ботай в Северо-Казахстанской области были обнаружены крупные двухсторонне обработанные ножи из кремня, шлифованные и полированные каменные топоры, наконечники копий, стрелы и дротики, гравированные фаланги. По утверждению профессора археологии Виктора Зайберта, они датируются IV–III тысячелетиями до н. э. и имеют хорошую сохранность. По этим артефактам, по словам сотрудников музея, можно понять, какими инструментами и оружием пользовались раньше в казахских степях. Находки хорошо сохранились.

Между тем Олжас Шариязданов считает, что поиски нужно вести не только в стране, но и за её пределами. По его словам, Национальный музей приступил к поиску и выявлению уникальных предметов, отражающих национальную историю. И если возвратить некогда утерянное будет невозможно, то для Казахстана будут изготовлены копии. К слову, из-за рубежа уже поступают письма с предложениями о выкупе национальных украшений и предметов, использовавшихся казахами в быту.

– А как же насчёт ценностей, которые были вывезены нашими соотечественниками при переезде в другие страны? Ведь в музеях их точно не найти, а среди них могут быть довольно интересные экспонаты.

–Мы открыты для сотрудничества и рассматриваем все предложения. В 30-е годы XX века действительно многие откочёвывали в Монголию, Китай, Россию. И кочевала самая зажиточная часть населения, которая могла себе позволить изготовить дорогие украшения и предметы быта. Многие вещи возвратились на родину со своими хозяевами, но больше половины таких архиценностей до сих пор находятся за рубежом. Мы заинтересованы в возвращении тех, что актуальны для национальной истории. Будем вести переговоры, а затем по возможности выкупать их.

– У меня есть кольцо, доставшееся мне от бабушки. Оно выполнено в национальном стиле, правда, основой служит николаевский рубль 1896 года. Насколько ценны такие вещи?

–Как денежный знак николаевский рубль потерял свою ценность, но для того чтобы определить художественную ценность вашего изделия как ювелирного украшения, необходимо провести экспертизу. Проще говоря, его нужно изучить. Посмотреть, из какого металла и при помощи какой техники оно было выполнено. К сожалению, в Казахстане сегодня нет оборудования, позволяющего провести радиоуглеродный анализ, чтобы определить датировку предмета, определить его объективное историческое значение. Однако радует, что в скором будущем Национальный музей получит такое оборудование и подготовит специалистов, работающих в узких направлениях. Это станет большим подспорьем в развитии нашей отечественной науки.

– Но без такого оборудования наши специалисты могут ошибиться и выдать фейк за оригинал?

– Отличить подделку от оригинала может только опытный специалист. Здесь есть недочёт в нашем законодательстве. У нас экспертизу культурных ценностей может провести практически любой антикварный магазин, любой специалист. Это зависит от того, кто кому доверяет. Мы доверяемся институтам. Но в России, я вам скажу, каждое экспертное заключение выдаётся специалистом, имеющим определённую лицензию и подготовку, и вся экспертиза подлежит государственной регистрации. Если, скажем, специалист решил, что вещь датируется XVIII веком, то соответственно этому определяется и цена предмета, а сам специалист несёт за свою экспертизу полную ответственность.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров