Мангистауский археолог и историк Андрей Астафьев в горной долине Айракты-Шоманай создал галерею из пяти геоглифов. Cамый большой из них – 350 на 270 метров, передаёт МИА "Казинформ".

"Я всегда рассматриваю природные объекты с точки зрения туристской привлекательности. Гора Айракты для Мангистау явление уникальное. На неё можно взобраться, панорама хорошая, но посмотреть особо не на что. И вот два года назад родилась у меня идея создания геоглифов. Подобрал рисунки – петроглифы здешних кочевников. Всегда привлекала их гениальная одноросчерковая простота и легкость сюжетных линий", – рассказал автор проекта Андрей Астафьев, историк и археолог, заслуженный инструктор по туризму РК.

При их создании Астафьев применял систему навигации, пространственное ориентирование, квадрокоптер для корректировки, автомобиль, приспособления для сбивания растительности и обычную лопату.

Процесс создания устойчивой линии, подчёркивает создатель геоглифов, требовал не менее шестикратного прохождения "кистью" по одному месту.


Фото с сайта kazinform.kz

Первый геоглиф – изображение священного архара размером 150 на 110 метров. За основу взят рисунок со стены мавзолея XVII века из некрополя Бельторан.


Фото с сайта kazinform.kz

Второй – кентавр степей (330 на 280 метров). За основу взят рисунок со стены мавзолея XVI–XVII веков из некрополя Кентти-баба. Это изображение послужило прообразом при создании логотипа Мангистауской области.


Фото с сайта kazinform.kz

Третий геоглиф – солнечный верблюд (270 на 350 метров). За основу взяты изображения на камне в долине Айракты-Шоманай и стенке некрополя Калипан. Изображение верблюда стало эмблемой музыкального конкурса "Жахан дала". Там же присутствует шанырак, олицетворение домашнего очага. Такое изображение имеется на стенах некрополя Калипан в Мангистау.


Фото с сайта kazinform.kz

Четвертый геоглиф – ладонь предка (150 на 160 метров), за основу взят рисунок на портальной арке скальной мечети Шакпак-ата.


Фото с сайта kazinform.kz

Последний геоглиф – это космогоническое божество (415 на 170 м), за основу взято изображение на кулпытасе XIX века некрополя Карагашты-аулие.

"Возможно, галерея геоглифов будет дополнена", – уточняет автор.

Теперь геоглифы, уже привлекающие к себе внимание, повысят посещаемость этноаула и историко-культурного центра Адай-ата.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter