Современная интерпретация оперы "Абай", которая обещает стать главным событием в культурной жизни Казахстана, родилась в казахстанско-итальянском союзе. Режиссёром-постановщиком оперы стал сын известного оперного певца Марио дель Монако - Джанкарло дель Монако, его консультантом выступил народный артист Казахстана Есмухан Обаев. Постановка рассказывает о жизни великого казахского поэта, философа и просветителя Абая, страстной любви и трагической смерти его ученика Айдара. Для постановки созданы красивейшие грандиозные декорации, использованы современные технологии. Зрители будут поражены тем, как гармонично классический сюжет воплотится в грандиозных декорациях с эффектом кино, 3D и видеоинсталляциями. И всё же, по словам исполнителя партии Абая Сундета Байгожина, казахский мыслитель остался тем же. 

"Я не думаю, что Абай изменился. Музыка та же, партитура та же, но постановка очень интересная. Конечно, режиссёр иностранец, но он старается. Где-то и мы подсказываем ему, помогаем. Он с нами советуется, спрашивает, можно ли так. Собирает весь хор, говорит: можно ли так сделать? Кто-то говорит да, кто-то - нет, общая работа идёт", - рассказал в перерыве между репетициями Сундет Байгожин. 


Декорации спектакля "Абай"

Фото informburo.kz
Декорации спектакля "Абай"

Для 30-летнего Сундета Байгожина роль Абая станет дебютной. Ему предстоит передать внутренний мир и характер зрелого философа.

"Самое главное  - подать образ, его составляющие. Самое важное – передать его внутреннее эмоциональное состояние. В какие-то моменты он очень задумчивый, в какие-то - очень решительный и даже агрессивный. Иначе тяжело чего-то добиваться. Слово его  на вес золота, он знает что сказать. Он очень мудро и умно поступает в различных ситуациях", - поделился исполнитель главной роли.  


Сцена из оперы

Фото informburo.kz
Сцена из оперы

Он также добавил, что итальянский режиссёр требует от актёров некоторой статичности. Никаких лишних движений - такую установку, по словам Сундета Байгожина, дал итальянский режиссёр Джанкарло дель Монако. 

"Я думал, что будет немного по-другому, представлял иначе. Но постановка совершенная, прекрасная, очень интересная. Всё-таки Абай остался в этой опере  немного статичным. Я думал, можно будет выражать (эмоции и характер. - Авт.) руками, жестами. Никаких лишних движений - такая просьба к нам. Мы стараемся, держим себя. Мне это не присуще. Такую значимую роль я исполняю впервые, более философскую, мыслителя. Я в основном пел партии Фигаро, "живчиков". Для меня стоять на сцене статично - впервые", - рассказал оперный певец.  


Репетиция спектакля

Фото informburo.kz
Репетиция оперы

На счету дирижера-постановщика, главного дирижёра театра Алана Бурибаева это вторая постановка "Абая". Однако, признался он, постановка в "Астана опера" стала самой волнительной и ответственной. Той, к которой он долго шёл. 

"Хочется сделать досконально, от и до, показать его (Абая. - Авт.) во всём его величии, во всей его мудрости. Как человека огромной широты, кругозора, который в трагической истории всё равно остаётся на высоте. Мне кажется, что все персонажи этой оперы живут на каком-то одном уровне, Абай всегда на несколько уровней выше. Постановка очень символична и в какой-то степени она назрела... Люди, которые придут на этот спектакль, будут с ощущением того, что им предстоит пережить что-то очень волнующее, что-то очень высокое и хорошего качества, что, естественно, налагает на нас большую ответственность. Это, с одной стороны, вроде как и большая радость - делать "Абая", с другой стороны, это и очень большая ответственность. Мы к этому очень ответственно подходим", - заключил Алан Бурибаев. 

Он сказал, что приятно удивился, когда в столичной постановке "Абая" увидел на сцене живых лошадей.

"Абай" сейчас живёт своей жизнью. От постановки к постановке, Я видел постановок семь, и он всегда разный. Это очень интересно, и я всегда очень радуюсь. Я смотрю и в первый раз какие-то вещи вижу для себя. Например, впервые на сцене я вижу живых лошадей. Размах "Астана опера" это позволяет. Именно здесь можно увидеть эту оперу в старинных костюмах, с настоящими лошадьми и аутентичной гениальной казахской музыкой", - рассказал главный дирижёр. 


Репетиция оперы "Абай"

Фото informburo.kz
Репетиция оперы "Абай"

Известно, что художественным оформлением оперы занимаются как казахстанские, так и итальянские мастера. Их совместные работы уже знакомы зрителям по таким спектаклям как "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта", "Бахчисарайский фонтан". К слову, костюмы и декорации выполнялись в Казахстане и Италии. Мастера "Астана опера" сшили почти сотню костюмов, используя самые разные ткани: от натурального шелка до портьерных тканей. 


Костюмы актёров оперы "Абай"

Фото astanaopera.kz
Костюмы актёров оперы "Абай"

Как ранее в интервью рассказал дизайнер по проекциям Серджио Металли, благодаря цифровым технологиям многие сцены спектакля "Абай" станут величественными и захватывающими. К примеру, проекция огромной юрты и полёт орлов в финале.



Отметим, впервые опера "Абай" была поставлена 24 декабря 1944 года на сцене Казахского академического театра оперы и балета накануне 100-летия со дня рождения великого Абая Кунанбаева. Либретто написал автор романа-эпопеи "Путь Абая" Мухтар Ауэзов, музыку - выдающиеся композиторы Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди. Режиссёром-постановщиком стал Курманбек Жандарбеков. Первым исполнителем роли Абая стал Ришат Абдуллин. Также эту партию исполнял Ермек Серкебаев. Партию Ажар исполняли непревзойдённые оперные певицы Куляш Байсеитова, Шабал Бейсекова, Роза Аманова. Роль Айдара играли Байгали Досымжанов, Алибек Днишев. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter