Балаева: Закон об общественном контроле предполагает создание правовой основы и должен носить рамочный характер

Уровень влияния общественного контроля на эффективность госинститутов не отвечают принципам открытости и подотчётности их деятельности, отметила глава МИОР.

Министр информации и общественного развития Аида Балаева обсудила с членами общественного совета Алматы проект закона "Об общественном контроле", сообщает МИА "Казинформ".

По словам министра, проект нового закона "Об общественном контроле" открыт к широкому обсуждению и уже опубликован в правительственном портале "Открытые НПА" и на сайте МИОР.

"Каждый гражданин может высказать своё мнение и предложения. Это коллективный труд всех членов рабочей группы, куда вошли все заинтересованные стороны, в том числе наши уважаемые эксперты-юристы, правозащитники, общественные деятели. Их принципиальные позиции были учтены. Таким образом, по мнению рабочей группы, основной закон должен носить рамочный характер, в котором будут изложены общие подходы, Поскольку, механизмы достаточно детально отражены в соответствующих отраслевых законодательствах, где учитывается специфика сферы контроля", – заявила министр.

Аида Балаева отметила, что уровень и характер влияния общественного контроля на эффективность госинститутов ещё не в достаточной мере отвечают принципам открытости и подотчётности их деятельности.

"Это прежде всего связано с отсутствием структурообразующего закона, а также чётко законодательно регламентированных норм, которыми бы руководствовались в своей деятельности как субъекты, так и объекты общественного контроля. Поэтому, пришли к единому мнению, что целью законопроекта об общественном контроле должно быть создание правовой основы системы общественного контроля в целом", – сказала Аида Балаева.

Законопроектом предлагаются следующие подходы:

  • Определение понятийного аппарата. Будут определены понятия общественного контроля, объектов и субъектов, форм общественного контроля, конфликта интересов при осуществлении общественного контроля и рекомендаций по результатам общественного контроля. При этом, объектом предлагается определить госорганы, органы местного государственного управления, субъекты квазигосударственного сектора; субъектами – некоммерческие организации, осуществляющие общественный контроль в соответствии с их уставами и включённые в базу данных НПО, за исключением корпоративных фондов.
  • Определение цели и принципов, таких как соблюдение конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; публичность, открытость, законность добровольность участия при осуществления общественного контроля; недопустимость неправомерного вмешательства как объектов, так и субъектов общественного контроля при проведении общественного контроля; независимость, объективность субъектов общественного контроля.
  • Определение прав и обязанностей субъектов и объектов. К примеру, субъекты общественного контроля будут иметь право привлекать экспертов, создавать экспертные комиссии и группы общественного мониторинга, а также запрашивать информацию, использовать средства аудиовизуальной техники, производить видео- и фотосъёмку, а также обжаловать действия или бездействия объектов общественного контроля. Субъекты будут обязаны рассмотреть рекомендаций объектов общественного контроля и размещать их на интернет-ресурсах, избегать конфликта интересов, соблюдать меры безопасности, обеспечения доступа к субъектам.
  • Определение форм общественного контроля: общественные слушания, общественная экспертиза, общественный мониторинг без посещения, общественный мониторинг с посещением.
  • Обозначение оснований для осуществления общественного контроля, порядок его проведения и порядок рассмотрения рекомендаций.

"К примеру, основанием для проведения общественного мониторинга без посещения объекта общественного контроля может служить собственная инициатива НКО, обращения граждан или организаций, или самого объекта. По итогам мониторинга субъект общественного контроля может направить рекомендации в соответствующий общественный совет или объект общественного контроля. Такую форму общественного контроля как общественные слушания предлагается сделать открытыми для всех граждан и возможностью озвучивать любому гражданину предложения по предмету общественного слушания", – заявила спикер.

Общественная экспертиза и общественный мониторинг с посещением предлагается проводить с привлечением экспертов, экспертных комиссий, общественных групп. Для этого законопроектом предусмотрен ряд требований к экспертам и членам общественного мониторинга, в качестве которых предлагается привлекать лиц, обладающих соответствующими научными, практическими знаниями.

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров