Когда магазин рядом с домом или работой - это комфортно. Потребление свежих продуктов увеличивается, а за ним спрос и соответственно объёмы производства. Ради этого россияне готовы стимулировать развитие всех торговых форматов. Что бы это ни было: магазин на углу, рынок, ярмарка или интернет-магазин, - российским торговым объектам планируют создать необходимые условия для работы. И прежде всего разработать региональные программы, основанные на исследованиях и прогнозах потребностей в объектах торговой инфраструктуры.
У нас об этом речь пока не идёт. Доля современных торговых предприятий в Казахстане составляет всего лишь 17% от общего фонда торговых площадей. Доля торговых объектов, которые принадлежат к розничным торговым сетям в республике, составляет 10,6%, что по сравнению с развитыми странами мира крайне мало. Для примера: в России этот показатель составляет 35%, в Беларуси – 30%.
В целом торговая инфраструктура Казахстана характеризуется крайне низкой обеспеченностью торговыми площадями. На 1000 человек – всего 412 квадратных метров. Дефицит торговых площадей, в свою очередь, приводит к дороговизне аренды. Арендаторы вынуждены эти расходы перекладывать на плечи покупателей, то есть простого населения, за счёт высоких розничных накруток-расценок. Между тем проблема малых объёмов строительства и, соответственно, малых объёмов предложения новых торговых площадей связана прежде всего с дороговизной заёмного финансирования.
Средняя стоимость кредитных ресурсов по ставке в 15-18% в год является непомерной. Так как банк уже за 4,5 года обязывает вернуть займ почти в двукратном размере. Между тем, известно, что инвестиции инфраструктурного характера окупаются в течение десятилетий.
В российской стратегии указаны и другие инструменты. Во-первых, там хотят установить дифференцированные размеры арендной платы с применением льгот для социально-значимых торговых объектов и товаров. К ним могут быть отнесены магазины сельхозпродукции. Наши торговцы морковью, капустой и прочими товарами с полей тоже должны быть в системе господдержки. Это позволит снизить потери, увеличить эффективность продаж, сохранить устойчивость ценовой политики. Причём можно не только предоставлять льготы по аренде, но и выдавать финансовые средства на возвратной основе. Предпринимателям можно давать дешёвые кредиты на строительство, модернизацию инфраструктуры, на покупку-продажу отечественных товаров не только продуктовой линейки.
Чтобы повысить привлекательность торговой деятельности где-нибудь в глухой деревне, россияне планируют ввести налоговые льготы, а также предоставлять субсидии на частичное возмещение затрат. Это актуально и для Казахстана. Объёмы отечественной продукции распределены не равномерно. Большинство товаров сконцентрировано вблизи крупных рынков сбыта – Алматы и Астаны. Чтобы устранить дисбаланс нужно развивать межведомственные связи, решать проблемы логистики и транспорта с учетом мнения бизнеса, занятого в сфере торговли.
Не меньше внимания нужно уделять продвижению национальных продуктов.
Сегодня, когда ведётся война брендов и торговых марок за новые рынки сбыта, отрасль торговли становится стратегически важным направлением обеспечения экономической безопасности страны. Нашему правительству стоит серьезно задуматься о государственной поддержке торговли.
Престижность труда в торговле соседи будут повышать за счёт формирования партнёрства между вузами и розничными компаниями. А также за счёт конкурсов «Продавец года», «Лучший предприниматель», с денежным поощрением. У нас на законодательном уровне не сформированы стимулы для переподготовки кадров в сфере торговли. Чаще всего торговать учатся не отходя от прилавка. И поощрять это никто не собирается.