Некоторые блогеры язвительно пытаются подколоть рестораторов выходом на рынок McDonald's. Они говорят: "Вот теперь вас научат работать", "Привыкли бездельничать и по три шкуры себе в карманы класть", "Вы даже не знаете про стандарты ХАСПП, а McDonald's знает..."  и много подобного визга. Я понимаю эти эмоции – люди радуются новому и верят в то, что оно изменит этот мир и сделает его лучше. Отлично! Но, к сожалению, они далеки от реальности и совсем не понимают, кто к нам пришёл.

Для того чтобы чётко сформулировать свою позицию относительно выхода на наш рынок такого гиганта как McDonald's, хочу прежде всего объяснить всем, что это такое.

Компания очень большая, и те котлетки с булочками, которые мы увидим на прилавках этой сети, – всего лишь маленькие "снежиночки" огромного айсберга, вошедшего в нашу жизнь. Эта компания действительно очень профессиональная и имеет ряд преимуществ в системе маркетинга и продаж перед всеми остальными подобными "компашками". Не стоит забывать, сколько сотен миллионов долларов она тратит на продажи своего продукта. Каждые 90 центов из доллара тратятся на рекламу, и всего лишь 10 – уходят на котлету. Вступать ресторанам с ними в единоборство, как предлагают многие блогеры, бессмысленно, да и делить с ними потребителя – тоже. Это пока абсолютно разные потребители. Заметьте – пока. Надо признать, что развиваясь и вытесняя с рынка мелкие фастфуды, McDonald's повлияет и на ресторанный бизнес в целом. Не сразу, но стоит подумать об этом сейчас.

В чём же наша обеспокоенность? Она, конечно, не видна на фоне положительных лозунгов о рабочих местах, инвестициях и умению качественно работать по стандартам. Да! Замечательно! Это как бы очевидные вещи. Но если взглянуть на это чуть глубже и пристальней, не всё выглядит так радужно и прекрасно.

Прежде всего обратите внимание на то, откуда будет приобретаться сырье для полуфабрикатов McDonald's? На начальном этапе в России, и это понятно. Ввоз стандартизированного продукта в небольших объёмах не принесёт особого вреда экономике Казахстана. Но это только на начальном этапе, позднее будут приняты все необходимые меры, для того чтобы весь наш Минсельхоз принял эти стандарты и начал революционные меры по внедрению и продвижению комбинатов по переработке мясной и мучной продукции с учётом интересов McDonald's.

Буквально через год их будет не меньше трёх. Они потратят немного денег на то, чтобы эти заводы были единственными и самыми большими на территории всей Азии. Пылесосы по сбору скота со всех регионов. Отборные части мяса будут отправлены на рынок через их сети, а весь мясной мусор переработан в котлеты. То же самое с овощами и салатами. Мука – отдельная тема, там для них просто клондайк! Я об этом расскажу отдельно.

В результате мы получим высокие цены на эти продукты, так как фермеры и заготовительные хозяйства будут вынуждены принять правила игры и забросят, к чёртовой матери, все принципы экологически чистого продукта. Им будет выгодно осуществлять поставки сырья одному партнёру, который монопольно захватит рынок в своём сегменте переработки продуктов в дешёвую еду. А стоимость того минимума, который будет поступать на прилавки для ресторанов, будет крайне высокой. Еда в ресторанах станет дорогой, а в McDonald's – дешёвой. Конечно, ресторану будет сложно с этим бороться. Сейчас мы в равных с McDonald's условиях, но это только сейчас. Население у нас небольшое – не как в крупных городах Европы и Китая. Поэтому проглотить рынок такой махине несложно. Причём малыми силами.

Количество рабочих мест для McDonald's не превысит 10 000 человек. Этого достаточно, чтобы обслуживать автоматическое оборудование на отработанных системах управления. А вот число безработных в торгово-фермерских цепочках вырастет в разы. Всем посредникам придётся искать себе работу. Это и так очень слабое звено в нашей экономике, а ему будет нанесён серьёзный удар. И не из-за открытия 10-15 "ресторанов" – это мелочь! Основная глыба этого монстра, спрятана в обеспечении питания в детских и студенческих общепитах. Эта доля крайне высока. Монополизация произойдёт очень быстро и порушит все торгово-хозяйственные связи, лишив дохода огромное количество наших сограждан. Доходы от всех этих операций не увидит никто, равно так же, как и никто не видит, как перерабатывают сырьё на заводах McDonald's.

В итоге мы получим сотни тысяч безработных, и наш "колхозный рынок" прекратит своё существование. Такая стратегия этой компании известна во всем мире, она неоднократно была применена в различных странах. Даже страны с сильной экономикой не в состоянии бороться с этой монополией. Кому это выгодно? Я думаю, вы это понимаете сами.

Если оставить экономическую составляющую и не рассматривать её как основной урон, гораздо больнее McDonald's ударит по социально-этнической, культурной составляющей. Обязательно будут применены испытанные стандарты по изменению вкусовых предпочтений подрастающего поколения. McDonald's сотрёт не только традиции дастархана, но и издевательски навяжет свои – моноприёмы корма.

Этим летом мы побывали в Казани, нам было интересно посмотреть рецепты блюд татарской кухни и посетить рестораны города. Удалось побывать практически везде. Картина с ресторанами очень печальная: в основном хорошо работают пивнушки и столовки. Такого большого количества ресторанов и кафе, как у нас, нет. Еда в них паршивого качества и ассортимента. Много битком забитых "бургерных", редко попадаются национальные кухни, так как они непопулярны среди местных. И причиной всему – присутствие на рынке заводов по переработке мяса. Все они принадлежат одной известной сетке, так же монопольно держащей российский рынок.

Разговаривали с разными людьми, чаще с молодёжью. Я был поражён тому, что в большинстве своём татарская кухня НЕ ИНТЕРЕСНА молодёжи. Её едят из-под палки, только лишь бы старшие не ругались, когда приглашают на семейные мероприятия. И даже после дастархана дети бегут в ближайшую закусочную и едят бургер. Таких случаев у них много.

Вы можете представить, как через поколение они вообще утратят свою национальную кухню? Молодёжь считает её немодной и невкусной! Кошмар! Нас с McDonald's ждёт то же самое! И поверьте, не так долго придётся этого ждать. Для меня как повара и кулинара это самая страшная угроза – потерять веками собранный гастрономический опыт, променять его на урбанизированный вариант примитивной котлетки. К сожалению, мы бессильны с этим бороться, тем более что на стороне McDonald's – наше Правительство и закон. Так что запомните всё, что я сказал, и можем к этому вернуться буквально через три года. Вы сами увидите, как мы будем скучать по этим дням.

Я всегда призываю к совершенствованию и улучшению работы в любой отрасли, особенно в общественном питании. Американские, европейские и азиатские технологии могут принести нам пользу. Это хорошо! Но когда в наш дом входит агрессивный слон со своим уставом, нам лучше попытаться его прогнать и не дать возможности уничтожить наш быт. Берегите себя и держитесь подальше от этого чудовища и людей, которые вам его навязывают. Они либо глупы, либо бессовестны! Поймите, к нам пришёл не просто ресторан фастфуда, а целая империя со своими заводами, производящими чуждую для человека еду.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter