Бизнес на три "F"

Фото с сайта voxpopuli.kz
Фото с сайта voxpopuli.kz

Практически любой бизнес уходит корнями в семейный. Есть три ресурса создания и функционирования такого бизнеса: family (семья), friends (друзья) и fools (дураки). Эти инструменты могут быть использованы как соло, так и в сочетании друг с другом.

На самой заре организации бизнеса мы с успехом пользуемся этими инструментами. Однако наступает момент, когда стоит обратить внимание на то, кто тебя окружает. Общие ли у вас цели? Где и с кем будешь лет через пять?

Открывая своё дело, люди обращаются сначала к родственникам. Это нормально. Но семейные компании и семейственность в бизнесе – это разные вещи. Во главу угла здесь должен быть поставлен профессионализм, а не естественное желание оказать протекцию ближайшим родственникам. Проблема кумовства решалась по-разному. Половина семей приняла осознанное решение не допускать никого из "своих" к управлению бизнесом. Они придерживались мнения, что семья не будет исправно поставлять компетентных топ-менеджеров. И это по большей части подкреплено практикой собственного опыта.

"Мой дядя, которого назначили генеральным директором, рано скончался, иначе он наверняка развалил бы наш бизнес", - поделился со мной один из предпринимателей. Другой бизнесмен уверен: "Главная причина наших успехов в том, что мы нанимаем лучших специалистов. А если вдруг оказывается, что они не лучшие - увольняем их. Мы не смогли бы действовать таким образом, если бы в управлении компании были члены нашей семьи".

Есть и другой подход, при котором к руководящим должностям допускают членов семьи, доказавших свою компетентность. Если человек 10-15 лет успешно проработал в других фирмах, совет директоров может предложить ему должность топ-менеджера в семейном бизнесе. "Я очень удивился, когда мне предложили возглавить компанию. Значит, семья оценила мой профессионализм", - вспоминал семейный генеральный директор.

Члены семьи могут прийти в свою компанию после окончания учебы и пробиваться наверх самостоятельно. Их работа и шансы на продвижение, как правило, оценивается раз в год. Иногда независимыми сторонними экспертами, которые докладывают о результатах проверки непосредственно совету директоров. Порой могут выставлять достаточно жёсткие условия: если член семьи не подаёт надежд, ему приходится покинуть компанию.

Если вы действительно хотите с максимальной пользой опираться на ресурсы семьи и строить долгосрочный и успешный бизнес, создайте здоровую конкуренцию профессионалов в своей компании. Пусть члены вашей семьи будут горды принять участие в развитии семейного предприятия. Пусть следующие поколения планируют получение образования и собственного развития с учётом интересов семейного дела.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также