Прямой эфир Новости спорта

Генералы криминальной карьеры

Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
Что-то происходит со службой безопасности БТА Банка. О бывшем её шефе – ставленнике генерала Тайжанова, Алтае Кушербаеве, участвовавшем в похищении миллионов баксов, «Мегаполис» уже писал. Но и нынешний руководитель СБ БТА – фигура интересная. Сотрудники СБ – большие пацифисты: не воюя, переходят с высших должностей и окладов на низшие по собственному желанию, одаривают начальство по высшему разряду.

Сначала позвонил уже знакомый голос («БТА вынужден подтвердить» и «Дырявый барьер», «Мегаполис» от 11 марта и 1 апреля 2013 г.). Факты, сообщаемые этим голосом, подтверждались. Точнее, официально не отрицались. Поэтому «голосу» я доверяла. Информация была о кадровой политике службы безопасности БТА Банка.

Управление охраны банка ТуранАлем когда-то реорганизовали в ТОО «Титан (Охрана)», лицензию выдают МВД, ТОО «Титан-Инкассация» и Нацбанк. Директором и официальным учредителем «Титан (Охрана)» был Марат Толеубаев, в прошлом судья. Второй учредитель банк. А «Титан Инкассация» стала 100%-ой «дочкой» банка ТуранАлем, подотчётной совету директоров.

В короткий период председательствования Марата Заирова (2011 год) начальником управления охраны и региональной безопасности назначили Турсуна Бакиева, майора, бывшего командира спецбатальона ГАИ, обеспечивающего безопасность на дорогах членов правительства. А три месяца назад Бакиева вызвали к начальнику управления информационной и технической безопасности, бывшему КНБ-шнику и «правой руке» управляющего директора-руководителя службы безопасности Тулеу Ашляева, Аскару Садвакасову. И предложили стать начальником отдела обеспечения безопасности объектов БТА Банка. А тогдашнего начотдела Павла Вяткина «по собственному желанию» перевели в алматинский филиал на 80 000 тенге.

Бакиев написал заявление. И стал получать уже не 500000, а 300000 тенге «на руки» в месяц. А на его место за взятку в $3000 – утверждает «голос» – назначили начальника отдела по ГО и ЧС Бахыта Базаргельдиева.

В апреле история повторилась: начальнику отдела техбезопасности Григорию Тымко предложили перейти на должность заведующего сектором. А завсектором Андрея Четвергова «выгнали». Но здесь «контора» подстраховалась. Завсектором якобы с огнетушителями «лоханулся». Новым начотдела за взятку в $1,5 тысячи стал снова ЧС-ник-пожарник Александр Кузнецов.

– Как-то недорого стоят у вас в БТА Банке должности, – усомнилась я.

– Нормально. Ведь если просить взятку в $10 тысяч, возмутятся и «сдадут», – ответил мне «голос».

– Резонно.

– Обе эти истории можно проверить приказами по банку.

В прошлом году в Генеральную прокуратуру поступила жалоба от инкассатора на то, что генеральный директор ТОО «Титан-Инкассация» Ермек Шинтаев (ссылка Интернета на сайт «Титан-Инкассация» есть, но Шинтаев сейчас там уже не значится) под видом бронированных Ford’ов БТА Банка поставил на ремонт три Toyota Land Cruiser 100: свой, дочкин и ещё чей-то. «Титан-Инкассация» заплатило за их ремонт 4 млн тенге. А находящемуся в больнице 4 месяца техдиректору «Титан Инкассация» – 2 млн тенге зарплаты. Алматинская прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 176 ч. 2. Председателю правления – тогда ещё Анвару Сайденову пришло письмо за подписью и.о. прокурора Алматы Тимура Сулейменова. Шинтаев внёс наличными в банк 4 млн. Техдиректор – 2 млн тенге. Провели аудит с участием сотрудника СБ Бахыта Базаргельдиева (ему была выдана через Ашляева незаконная доверенность правления банка на исполнение обязанностей гендиректора «Титан Инкассация»). Запчастей не нашли ещё на 8 млн тенге. Шинтаева уволили. Назначили генеральным директором Дмитрия Балашова, экс-начальника отдела внутренней безопасности банка, который взял замом яхтсмена, тренера парусного спорта и приятеля Ашляева.

Тогда, при Шинтаеве, в апреле 2012-го, например, по выписке из штатного расписания, размеры должностных окладов руководства «Титан-Инкассация» составляли: гендиректор – 1,028 млн тенге. Финдиректор (жена техдиректора) – 780000. Региональный и технический директора – по 500000 тенге, а начальник управления инкассации по Алматы (человек, который отвечает за весь город, это половина инкассации по всему Казахстану  – возмущается «голос») – 254000 тенге.

– А у Ашляева какая? – интересуюсь я.

– 1,3 млн тенге.

Причём региональный директор оказался ранее судимым. Его рекомендовал опять-таки Кушербаев, которому в 2011 году на день рождения Шинтаев прилюдно подарил охотничье ружьё с оптикой за $5 тысяч. Видимо, благодаря Кушербаеву, бывший судимый не проходил обязательную, хотя и незаконную проверку на наличие криминальных и административных нарушений.

Служебный бело-серебристый Hyundai Ашляева с водителем, работающим как ИП за 120000 тенге, возит его семью.

– Оставшихся из этой компании: Ашляева, Базаргельдиева, Садвакасова, Вахрушева – давно разогнать пора. Сократили 6 сотрудников безопасности, а взяли яхтсмена. Понятно, за какие заслуги. Из умирающего банка последние соки высасывают. А нормальные сотрудники, вроде Газимбека Алпысбаева, перешедшего с поста зампреда Комитета административной полиции МВД на должность директора департамента безопасности банка, не задерживаются – резюмировал «голос».

На официальный запрос «Мегаполиса» на имя председателя правления банка Ерика Балапанова с просьбой подтвердить или опровергнуть кадровые перестановки ответила служба PR. А затем управляющий директор Азамат Сатыбалдиев (исп. Вахрушев П.А.) заявил, что «запрашиваемые сведения относительно внутренних перестановок относятся к категории коммерческой тайны».

Но реально на коммерческую тайну, определяемую Законом «О частном предпринимательстве» БТА Банк ссылаться не может – не частный он. А «служебной тайной», определяемой Гражданским кодексом для госорганов, эта информация не является.

Публикации «Мегаполиса» и других СМИ выявляют факт неэффективности контроля в госкомпаниях в рамках корпоративного управления. Противодействие конфликту интересов БТА Банка и части его менеджмента ведётся непублично. Непонятно, как анализируется информация, кто принимает решения. Непубличность контроля – одно из условий собственной безопасности начальства. Потому и ситуация, бывшая при Сайденове, не изменилась при Балапанове. Который, сменив предшественника, мало от него отличается. Впрочем, точно то же можно сказать об основном акционере – фонде «Самрук-Казына». Председатель правления – другой, а ситуация в «своём» банке – та же.

Журналисты ищут публичную информацию. И их расследования приводят к увольнениям до вероятных скандалов, к возбуждениям дел. Да, в каких-то случаях разоблачений можно подозревать «сливы», отражающие борьбу групп в одной сфере или даже компании. Но в целом этот процесс низовой. И скорее отражает заинтересованность людей в том, чтобы сделать начальников подотчётными. Стремления контролировать власть снизу стало больше. Это естественный процесс, он облегчается развитием Интернета и общемировым трендом к большей прозрачности данных в любых сферах.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров