Спектакли для слепых в формате 5D, оперы для людей с ментальными проблемами, танцы для глухонемых колясочников: особенное искусство для особенных людей давно перестало быть чем-то необычным в цивилизованном мире. Казахстан тоже делает попытки встроиться в общий тренд, но двигается в этом направлении практически на ощупь.
Жизнь без звука, без изображения и без права голоса. Как воспринимают мир слепоглухонемые люди, какими образами и категориями мыслят, чего боятся, отчего смеются, во что верят, – нам, так называемым обычным людям, постичь очень сложно. Да мы вообще редко об этом задумываемся. Инвалидов, лишённых одновременно слуха и зрения, в повседневной жизни мы практически не видим. А чего не видим, того как бы и нет.
А они есть, и они нас тоже не видят, но для них это вовсе не значит, что мы не существуем. Мы часть того мира, чёрного и безмолвного, который они пытаются познать и в который передают отчаянные сигналы на кончиках пальцев.
Мы этих сигналов не понимаем. Но, к счастью, находятся люди, готовые перевести их на язык искусства. К примеру, в московском Театре наций несколько лет назад поставили очень необычный спектакль – "Прикасаемые". В нём вместе актёрами участвовали и слепоглухонемые люди, которые рассказывали "обычным" зрителям о жизни в темнице собственного тела. Рассказывали, крепко держа за руки артистов, а те озвучивали и делали зримым их причудливый мир, полный неясных образов и ощущений.
В Израиле слепоглухонемые актеры не ограничились одним проектом. Они создали собственный театр "На лагаат", название которого переводится как "Пожалуйста, дотронься". Дотронуться до этого чуда приходит огромное количество публики, которая в конце спектакля аплодирует ногами: это единственный способ передать артистам свой восторг.
Это не искусство для инвалидов. Это искусство для всех, вне зависимости от наличия способности видеть, слышать или передвигаться самостоятельно. В последнее время во всем мире актуальным трендом стало создание универсальных арт-проектов, учитывающих особенности восприятия разных людей. Незрячие люди теперь могут наслаждаться живописью великих художников: в музеях по всему свету появляются тактильные объёмные репродукции известных картин. Обычно они сопровождаются тифлокомментариями, то есть кратким описанием сюжета.
В России решили сделать ещё один шаг в этом направлении: там планируют создавать картины для слепоглухих, наполненные ароматами, вибрацией и материалами различных фактур – например, мехом и тканями.
Для слепых детей в некоторых российских городах ставят специальные "невидимые" спектакли. Эффект присутствия максимальный: детвора полностью погружается в атмосферу сказки благодаря разнообразной палитре звуков, запахов и вкусов. Маленькие зрители могут потрогать предметы, принадлежащие персонажам пьесы, ощутить ароматы природы, дуновение ветра, тепло солнечных лучей и даже попробовать, к примеру, яблоко, которое по ходу действия упало с дерева. Такие спектакли часто называют "постановками 5D", поскольку в них задействованы все органы чувств человека. И на подобные представления часто приходят не только слепые, но и все прочие зрители – просто потому, что это невероятно интересно.
Понятно, что не у каждого театра есть возможность поставить такой спектакль. Но по крайней мере включить в пьесу опцию тифлокомментария могут почти все, и эта тенденция стала уже признаком хорошего тона для многих российских храмов Мельпомены. Незрячим людям выдают специальные наушники, чтобы они могли слышать описание всего, что происходит на сцене: кто вошёл, кто вышел, кто кого поцеловал или убил, и как выглядит, к примеру, немая сцена в финале "Ревизора".
Подобный спектакль однажды видели и астанинцы: Сергей Безруков привозил к нам "Сирано де Бержерака" с тифлокомментариями. Актер тогда призывал казахстанские театры также включать в репертуар постановки с аудиодескрипцией. Но наши культурные деятели внимали призыву как-то вяло. Отечественных спектаклей, учитывающих восприятие незрячих людей, до сих пор нет. Мы, как обычно, плетёмся в хвосте мировых тенденций, в то время как в других уголках планеты не устают выдумывать особенные проекты для особенных людей.
В Белграде, к примеру, недавно поставили оперу, главные роли в которой исполнили люди с ментальными проблемами. А в Мельбурне создали музыкальный спектакль для аутистов, приспособив пьесу к восприятию людей с когнитивными расстройствами. В зале не гасят свет, не производят громких пугающих звуков, актёры не используют грим, а зрителям разрешается вставать с мест и уединяться в специальных помещениях, если они устали от избытка эмоций.
Москва тоже фонтанирует оригинальными идеями. Там, к примеру, несколько лет назад прошел танцевальный фестиваль, в котором принимали участие глухонемые дети-колясочники. Ездили туда, кстати, и наши ребята. Надо сказать, что казахстанские инвалиды вообще народ очень творческий и активный. Незрячие люди пишут стихи, глухонемые отлично танцуют и поют при помощи жестов. Вот только зрителей у них почти нет: особенные люди живут в своем особенном мире, а мы, "обычные", заняты своей обычной жизнью.
К счастью, эти две параллельные вселенные иногда всё же пересекаются. Благодаря эмпатичным и творческим людям у нас уже проходили выставки тактильных картин и мастер-классы по живописи и фотографии для незрячих. Но это всё разрозненные отдельные проекты, в этом нет системы и устойчивой тенденции. И тут претензия не только и не столько к чиновникам. Арт-проекты для инвалидов – это не пандусы, их невозможно создать по разнарядке (хотя, к примеру, тифлокомментарии в театрах можно ввести и специальным распоряжением).
Чтобы поставить спектакль или создать картины для людей с особым восприятием, нужно иметь мощное воображение и огромное сердце. За этим глупо обращаться к чиновникам. Здесь вопрос к людям творчества: в состоянии ли они создавать арт-события и объекты искусства, которые будут интересны всем – и "обычным", и необычным, и слепым, и глухим, и детям, и взрослым? Уверена, что люди с высоким креативным потенциалом у нас есть. Может быть, Минкульту стоит объявить конкурс на лучший арт-проект для инвалидов? С чего-то же нужно начинать. А там, возможно, подобные события станут нормой в нашем культурном пространстве, общем для всех – и для "особенных", и для "обычных".