Агрессия, на мой взгляд – взгляд психолога и человека, работающего с подростками, это комплексный вопрос, включающий много пластов. И первый, самый близкий мне, – это психическое здоровье нашей молодёжи, их умение управлять своими эмоциями. Очевидно, что во всех случаях, когда агрессия выплёскивается через край, люди не справляются с эмоциями и проявляют себя через насилие. Конечно, в таких случаях мы говорим о том, что механизмы совладания у молодых людей незрелые. Нет понимания, как можно со своим гневом, своей злостью, своей агрессией справляться по-другому.
Поэтому подростки всё переводят в плоскость непосредственных действий и сразу начинают вредить кому-то. Молодые люди часто находятся в группах. Для них очень важны такие референтные группы, срабатывает эффект толпы. То, что в одиночку молодой человек не сделал бы, в толпе он совершит с большей лёгкостью.
Правонарушения, совершаемые молодыми людьми, – это злость, помноженная на подростковые гормоны. Это часто накопленная агрессия. Когда подросток долго копит эту злость, не знает, как её по-другому выплеснуть, то антиобщественный поступок становится возможным. Любой, у кого накипело, может так поступить.
Кора головного мозга, которая отвечает полностью за контроль поведения, на 100% дозревает только к 24–25 годам. До этого могут наблюдаться такие импульсивные вспышки.
Конечно, нужны определённые меры по охране психического здоровья и работе со своими навыками, умениями управлять эмоциями. На мой взгляд, хорошо было бы это делать на базе организаций образования – в школах, колледжах. Проводить занятия по умению распознавать свои эмоции. Что чувствуют молодые люди, как они могут реагировать на те или иные ситуации по-другому, как могут работать со своим внутренним миром. Чтобы это не накапливалось по принципу чайника: вначале что-то закипает, а потом крышку сносит.
Чтобы такого не происходило, конечно, мы можем и должны проводить обучение жизненным навыкам. И если школа – это то, что готовит молодых людей к жизни, то, очевидно, что один из важнейших вопросов – умение строить взаимоотношения, умение понимать своё состояние, контролировать эмоции, перенаправлять энергию и мысли в конструктивное русло. Это первый аспект вопроса.
Второй слой – это, конечно, общественный. Молодые люди не с потолка берут агрессивные модели поведения. Они проводят много времени в социальных сетях. Наблюдают за тем, что там транслируется. И если раньше было больше позитивного контента, то сейчас у нас для молодых людей нет специального контента, который бы транслировал позитивные ценности. В основном народ интересуется негативом. Такие публикации набирают больше всего просмотров и комментариев.
Но в общественном поле должны появляться другие модели, которые транслировали бы и позитивные примеры – и новостные, и художественные. Соответственно, эта работа должна главным образом идти в соцсетях, где подростки проводят много времени.
Наконец, третий большой пласт. Модели поведения, модели отношений, конечно же, подростки берут из семьи.
И здесь важно понимать, что происходит в казахстанских семьях. Есть ли у родителей время на беседы, обсуждения разным тем с взрослеющими детьми. Или семьи в основном, заняты выживанием, зарабатыванием денег.
Вопросы воспитания, понимания потребностей, того, что происходит с молодыми людьми в тот или иной момент времени, оказываются на втором плане. Нужно проводить с родителями определённую работу, чтобы было понимание важности семейных моделей поведения.
Ну и плюс оздоровление экономики для того, чтобы у родителей оставалось больше времени на детей, совместный досуг, разговоры по душам.
Поэтому, повторю, во-первых, в школах надо вводить занятия по управлению эмоциями, распознаванию эмоций своих и других. Во-вторых, создавать больше позитивного контента для подростков, на который они будут ориентироваться, делать доступным спорт. И, в-третьих, работать с семьями на базе центров поддержки семьи, облегчать родителям жизнь и учить позитивным моделям воспитания через разные каналы.
Читайте также:
- В Алматы девушки избили парня: их нашли и доставили в полицию
- Массовая драка выпускников в Мангистау: полиция задержала 47 человек
- Вылезали из окон и ехали зигзагом: кортеж выпускников грубо нарушал ПДД в Алматинской области
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 6148
- 0
- 18
-
2🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 3413
- 1
- 4
-
3👨⚕️ Пациенту ампутировали ногу по вине врача: хирург избежал реального срока в ЗКО
- 2416
- 2
- 39
-
4🟢 Премию Михаила Дорофеева вручили основателю проекта Protenge Джамиле Маричевой
- 2461
- 0
- 8
-
5🟪 Ерлан Карин: Число вышедших из казахстанского гражданства с 2019 уменьшилось более чем в 16 раз
- 2354
- 6
- 103
-
6🛍Казахстанцы не стали реже запрашивать потребительские займы после введения новых ограничений по кредитованию
- 2468
- 0
- 9
-
7🌡Прогноз погоды на 21 ноября: метель и гололёд ожидаются на севере и востоке Казахстана
- 2536
- 0
- 4
-
8🟢 Лицензирование детских садов введут в Казахстане с 2027 года
- 2359
- 3
- 18
-
9🆕🆕🆕🆕 Таразский университет использовали для фиктивной регистрации мигрантов
- 2322
- 1
- 16
-
10💬💬 "Мать была на работе..." О гибели четырёх детей при пожаре в Астане
- 2279
- 2
- 26