Прямой эфир Новости спорта

Уходя заранее

Фото с сайта kremlin.ru
Фото с сайта kremlin.ru
Станислав Притчин считает, что Владимир Путин запустил транзит власти в России. Однако он не согласен с мнением, что Кремль копирует путь Акорды.

Ежегодное послание российского президента Владимира Путина федеральному собранию в 2020 году было назначено неожиданно рано, на середину января. Это означало, что новый политический сезон в России в третьей декаде XXI века стартовал сразу же после новогодних каникул. Помимо неожиданных сроков никто не ожидал, что это начало будет настолько радикальным и сенсационным.

Российский президент инициировал ни много ни мало конституционную реформу, предложив сразу несколько серьёзных поправок, которые перераспределяют полномочия внутри ветвей власти. Наиболее «пострадавшим» от изменения конфигурации станет будущий президент. Он не сможет, например, избираться более чем на два срока, даже после перерыва, как это сделал сам Владимир Путин. Также будущий глава государства потеряет право предлагать кандидатуру премьер-министра, передав это право Государственной Думе, но сохранит за собой возможность его отзыва. Также планируется усиление таких органов власти как Конституционный суд, Государственный совет, объединяющий глав субъектов федерации, а также Совет безопасности.

По сути, российский президент запустил транзит власти, который должен состоятся в 2024 году, когда действующий глава государства покинет свой пост.

С новым правительством

Но новости в этот день не закончились. Через два часа после послания стало известно, что Дмитрий Медведев и его правительство уходят в отставку. Каких-либо юридических оснований для данного шага не было. Судя по всему, антирейтинг и слабые успехи в экономике ушедшего премьера и его команды могли бы негативно повлиять на реализацию транзитной модели. У политологов даже не было времени выдвинуть версии, кто будет сменщиком Медведева на посту главы кабинета министров. Очень быстро после новостей об отставке и уходе экс-премьера в Совет безопасности было объявлено, что премьер-министром после утверждения Государственной думой станет глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин.

Вероятнее всего, новый премьер-министр станет технической фигурой с чёткими задачами для своего кабинета. С одной стороны, он малознаком широкой российской публике. Во время своей работы на посту главы налоговой службы не проявлял каких-либо значимых политических амбиций. И в целом по своему политическому имиджу похож скорее на технократа-чиновника, чем на политика. Интересно, что он по своему типажу схож с Михаилом Фрадковым, бывшим техническим премьер-министром у Владимира Путина во время второй его президентской каденции.

Таким образом, Мишустин не рассматривается в качестве самостоятельного и амбициозного премьер-министра и тем более потенциального преемника. Вместе с тем новый глава правительства на своём предыдущем посту достиг серьёзных успехов оптимизации и цифровизации работы налоговой службы. За время его работы главой ФНС с 2010 года он увеличил собираемость налогов в России в 33 раза, достигнув этого во многом благодаря внедрению современных технологий цифрового контроля и уплаты налогов.

Очевидно, что перед новым главой правительства стоят задачи внедрения лучших практик администрирования и контроля в управление российской экономикой, апробированных в налоговой сфере. Важность эффективности расходования бюджетных средств многократно возрастает после заявленного во время послания Владимира Путина роста социальных расходов на предстоящие годы, в первую очередь на поддержку демографии.

Кто у кого скопировал модель транзита?

После запуска транзита власти в соседних странах заговорили о том, что Владимир Путин скопировал модели преемственности власти, реализованные у них. Не совсем готов с этим согласиться.

Безусловно опыт передачи власти в соседних и близких России странах, Казахстане и Киргизии, учитывался при формировании транзитной модели. Но политическая система в России в силу других масштабов несколько сложнее и запутаннее, чем у соседей. Здесь больше игроков, которые оказывают влияние на принятие тех или иных решений, шире линейка факторов в том числе внешнеполитических, которые могут оказать давление на процесс транзита.

Нельзя также не учитывать, что заявленные Владимиром Путиным изменения это только начало транзита, предварительная подготовка системы. Пока не ясно, например, где будет сам Путин после ухода со своего поста и будет ли он играть стабилизирующую роль при своём преемнике.

Не создано, к примеру, никакого специального конституционного статуса для уходящего российского президента, как например это было сделано для его казахстанского коллеги Нурсултана Назарбаева. Не получит Владимир Путин и сравнимых с его казахстанским коллегой полномочий, даже если допустим, что он станет главой Совета безопасности или спикером Государственной думы. Про Государственный совет пока говорить рано, потому что согласно уставу этого органа его главой является президент. Следовательно, в случае ухода со своего поста Владимир Путин без изменений устава организации не сможет возглавить этот орган власти.

Таким образом, на данный момент мы видим: транзитная модель предполагает, что будущий президент будет несколько уравновешен скорее институтами и государственными органами, усиленными Государственной Думой, Советом безопасности и Государственным советом, нежели персоналиями.

Соседям беспокоится не о чем

Что все объявленные российские изменения означают для соседей и текущих интеграционных проектов и отношений с соседями? Нам вряд ли стоит ожидать глобальных изменений внешней и внутренней политики России как минимум до 2024 года. Нынешний курс на евразийскую интеграцию является консенсусным для российского политического класса. В этой связи не стоит ждать кардинальной смены подходов Москвы к ЕАЭС и отношениям с ближайшими союзниками. Да и вряд ли кто-то в российском руководстве решится на кардинальный пересмотр стратегии в отношении соседей на время предстоящего транзита.

Вместе с тем, некоторые акценты, например, в развитии интеграции могут поменяться. Так, например, можно предположить, что в условиях дальнейшей цифровизации российской экономики всё больше секторов взаимодействия с соседями и администрирования интеграционных проектов в рамках ЕАЭС будут модернизироваться и переводиться в цифру, что в целом будет способствовать углублению и инструментализации дальнейшей интеграции.

Поделиться:

Новости партнеров