Прямой эфир Новости спорта

Нас ждёт дефицит бензина и очередное повышение цен на него

Фото из архива автора
Фото из архива автора
В правительстве вновь обсуждается возможность увеличения тарифов на бензин. Причина – сложная ситуация с обеспечением топливом внутреннего рынка, а средство для борьбы с дефицитом у нас традиционно одно – повышение цен.

При этом неважно, что нефтяные котировки упали с 65 долларов за баррель в мае до сегодняшних менее 47 долларов. Это в мае рост цен на АИ-92  до 108 тенге за литр власти объясняли подорожанием нефти. Напомним, что тогда  же директор департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики Куандык Калмурзин заявил, что "если тенденция будет к снижению, ниже чем 60 долларов за баррель, то логика подсказывает, что действующая формула должна нас привести к снижению и этой цены. Никакой опасности мы в этом не видим, мы только приветствуем, что мы живём в правовом поле и действуем в соответствии с законодательством РК".

Однако сравнение нефтяных котировок и цен на бензин показывают слабую связь между ними.

   Дата

  Стоимость нефти марки Brent (долл/  баррель)

 Цена бензина Аи-92 (тенге/литр)

 март 2013 г.

 109

 110

 июнь 2014 г.

 115

 115

 август 2014 г.

 102

 128

 март 2015 г.

 57

 99

 май 2015 г.

 65

 108

 июль 2015 г.

 57

 108


Практика показывает, что когда идет падение стоимости барреля, о нефтяных котировках в Правительстве не вспоминают, находя для повышения цены на топливо другие причины. Сегодня ими могут стать предстоящая в сентябре остановка двух отечественных НПЗ: полная (на плановый ремонт) Павлодарского НХЗ и частичная – завода в Атырау. Но главная - всё же связана с поставками нефтепродуктов из России, которые, как известно, на 40% покрывают потребности нашего топливного рынка. Однако на сегодняшний день оптовая цена на российский бензин АИ-92 и высокий внутренний спрос на него в РФ не позволяют импортировать его в Казахстан.

Из чего складывается оптовая цена бензина в России? По данным Московской топливной ассоциации, ценообразование, например, АИ-92 имеет следующую структуру. Стоимость сырой нефти занимает 6%, переработка  и транспортировка – 22%, маржа при реализации бензина на оптовом рынке – 17%. Всё остальное – налоги (акциз, НДПИ, НДС). 

Реализация в России с января текущего года "большого налогового манёвра" ведёт к повышению цен на топливо. В результате его импорт становится всё менее выгоден.

В Казахстане структура иная. В ней на стоимость нефти приходится около  60%, на процессинг и транспортировку - 19%, налоги – около 15%. Таким образом, если в России более 50% от стоимости горючего формируется за счёт различных налогов, то в Казахстане – за счёт цен на сырьё. Но в итоге в России с каждого проданного литра топлива свыше 50% денег идёт в бюджет, а в Казахстане - достается  оптовым компаниям.

Однако в Правительстве вопрос о регулировании опта в течение уже многих лет так и остаётся на уровне обсуждений. В частности, в Минэнерго невозможность регулирования оптовых цен обосновывают их различной себестоимостью на трёх отечественных НПЗ. Но и на более чем трёх тысяч АЗС тоже разная себестоимость бензина, поскольку у них разные условия получения нефтепродуктов, оборотные средства (собственные и кредиты) и т.д. Тем не менее, это не мешает Правительству  устанавливать для розницы предельную цену, выше которой продавать нефтепродукты нельзя. Напрашивается вывод, что профильные ведомства лоббируют интересы крупных оптовых компаний.

На сегодняшний день свыше 80% оптового рынка нефтепродуктов принадлежит пяти крупным компаниям, которые являются основными поставщиками сырья на НПЗ и, соответственно, получателями нефтепродуктов: ТОО "Petrosan", АО "КазМунайГаз-Переработка Маркетинг", ТОО "Petroleum Operaiting", ТОО "Саутс-Ойл" и компания Litasko SА.

Розничные же сети поделены между множеством различных игроков. Таким образом, казахстанский топливный рынок является классической олигополией, где действия нескольких оптовых компаний полностью определяют ситуацию на рынке, что (вследствие постоянно возникающего дефицита) требует от властей управления им в "пожарном режиме".


Бензина АИ-80 - нет

Фото из архива автора
Бензина АИ-80 - нет

О нарастающей угрозе возникновения дефицита свидетельствует динамика ввоза российского бензина. Так, объёмы его поставок сократились с 223,83 тыс. тонн в январе до 101,17 тыс. тонн в июне  и до 65,66 тыс. тонн в июле. Следует отметить, что столь резкое сокращение импорта бензина из России в прошлом месяце было вызвано не только ростом оптовых цен, но и увеличением поставок российских производителей на свой внутренний рынок перед сезоном профилактических ремонтов на НПЗ. При этом любые попытки несанкционированного повышения тарифов розницы у нас жёстко  пресекаются, тогда как оптовые цены находятся в "свободном плавании".  К примеру, если в начале марта оптовая стоимость тонны АИ-92 составляла около 84 тыс. тенге, то в конце мая - 106 тыс. тенге. Всё это время розничная цена литра бензина  была "заморожена" на уровне 99 тенге. С 26 мая на Аи-92 установили новые розничные цены – 108 тенге за литр, а через неделю оптовые цены на него превысили 112 тыс. тенге за тонну.

В результате в июле оптовые цены повысились до уровня, при котором маржа розничного рынка стала практически равна нулю.

По информации участников рынка, российский бензин марки АИ-92 ниже 700 долларов за тонну не предлагается. Такая цена является уже "непроходной" для дальнейшей реализации на розничном рынке. Понятно, что обвал тенге, вызванный переходом от валютного коридора к свободно плавающему обменному курсу, усугубит ситуацию на топливном рынке страны.

Насколько взлетят цены на бензин, сказать сложно, но этот взлёт уже практически предрешён. Во избежание ажиотажного спроса и предотвращения спекуляции предлагается сохранить госрегулирование цен на отечественный бензин АИ-92 на существующем уровне, а бензин, завезённый из России и соответствующий качеству "Евро-4" и "Евро-5", продавать по коммерческой цене. При этом, по имеющейся информации, розничные реализаторы, имеющие собственные лаборатории, готовы безвозмездно оказывать услуги по проверке качества нефтепродуктов.

Как видим, за два десятилетия попыток строительства капитализма в нефтянке (как, впрочем, и во всех областях, связанных с ресурсами) создать полноценные рыночные механизмы не удалось. Нельзя назвать логичным и профессиональным решение о продлении запрета на вывоз дизтоплива. С 13 августа компания "КМГ Онимдери" вынуждена была опустить розничные цены на летнее дизтопливо до 91 тенге за литр. Цены на него были снижены  в целях сокращения имеющихся значительных (на 3-4 месяца) запасов продукта на нефтебазах компании. Запрет на вывоз дизельного топлива необходимо снять, и тогда его излишки можно отправить на экспорт, получая от этого доходы в бюджет страны и налоги. А так снижение цен на заправках приведёт к дополнительным денежным потерям на фоне 18-миллиардного долга КМГ и удорожанию импорта из России.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров