Статистика Covid-19
в Казахстане:
Заразились:
182 530
Выздоровели:
164 319
Умерли:
2 521 (28.01.2021)
Коронавирусная
пневмония:
Заразились:
47 658
Выздоровели:
35 436
Умерли:
564 (28.01.2021)

АИ-80: последний бастион на рынке ГСМ

Государство окончательно освобождает себя от обязанности регулирования цен на ГСМ, перекладывая её на рынок.

Результат: вместо скачков получили ползучий рост цен на топливо. На сегодняшний день только на бензин марки АИ-80 сохраняется государственное регулирование цен. Но и его отмена не за горами.

Цена на АИ-92/93 перестала регулироваться в сентябре 2015 года. При годовом уровне инфляции в 8,5% по итогам апреля 2017 года цены на бензин АИ-92 в среднем поднялись на 14,8% к апрелю 2016 года.

В августе 2016 года в свободное плавание отправили цены на дизельное топливо и, если тогда на заправках цена на дизель не превышала 99 тенге за литр, то сегодня она поднялась до 138 тенге. И так будет продолжаться, пока наши цены на топливо не сравняются с российскими.

Дело в том, что в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) принято решение к 2025 году сформировать единый рынок энергоресурсов, а унификация тарифов ведёт к росту цен на них на внутреннем рынке Казахстана. Не следует забывать и о модернизации НПЗ, которая реализуется в основном на заёмные средства, которые надо будет отдавать, причём с процентами. А где взять деньги? Естественно, у автовладельцев. Понятно, рост цен на топливо идёт постепенно, чтобы не вызвать резкого недовольства потребителей.

Единственным видом топлива, на который ещё сохраняется государственное регулирование, остаётся бензин марки АИ-80. Но это пока. По-видимому, уже в этом или начале следующего года отменят госрегулирование цен и на него. И тогда в Казахстане не останется ни одного вида ГСМ, цены на который останутся подконтрольны государству. Правда, министр энергетики Канат Бозумбаев успокаивает: "На 80-й бензин мы отменим госрегулирование после того, как закончим модернизацию во второй половине нынешнего года. Поэтому раньше времени говорить о том, что мы что-то отменим, преждевременно".

В последние годы на НПЗ идёт сокращение производства бензина марки АИ-80. Так, согласно данным Минэнерго, его выпуск в 2014 году составил 948 тысяч тонн, в 2015 году – 619 тысяч тонн, в 2016 году – всего 521 тысячу тонн. В текущем году, после запуска в октябре новых установок, перестанут производить АИ-80 на Павлодарском НХЗ.

Таким образом, производится его все меньше, поставки на АЗС ограничены. Вместе с тем, поскольку бензин АИ-80 стоит заметно дешевле Аи-92 (89 тенге), то он пользуется повышенным спросом.

С одной стороны, многие автовладельцы – обладатели "Волг", УАЗов, раритетных "Побед", а также грузовиков ЗИЛ и ГАЗ, на которых ещё "пашет" наше сельское хозяйство, – предпочитают заправляться этим видом горючего.

С другой, недобросовестные владельцы АЗС, добавляя в 80 бензин повышающие октановое число присадки, получают из него АИ-92, 95, 98. Именно по этой причине АИ-80 нередко пропадает с заправок.

По информации пресс-службы энергетического ведомства, "по завершении модернизации заводов, бензин марки АИ-80 будет производиться только по специальным заказам (для Министерства обороны, Минздрава, МВД, коммунальных служб)".

Как в своё время исчез бензин АИ-76, так же исчезнет и АИ-80, поскольку не соответствует требованиям современных экостандартов, жёстко регламентирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах.
Со следующего года Казахстан переходит на стандарты К4 и К5 (аналоги "Евро-4" и "Евро-5"). Это обусловлено условиями технических регламентов ЕАЭС, и 80-й бензин в эти стандарты не вписывается.

И это понятно. Чем выше класс топлива, тем больше технических требований к нему предъявляется. К примеру, если в топливе класса II допускается содержание серы до 500 мг/кг, то для IV класса – 50 мг/кг, а для V класса – не выше 10 мг/кг. Разница в 50 раз! И так же по остальным требованиям.

Бензин АИ-80 соответствует лишь II классу, поэтому изъятие его из оборота неизбежно. В принципе, выпуск экологически чистого бензина АИ-80 возможен, но такая модернизация производства производителям нефтепродуктов экономически невыгодна.

Безусловно, в прекращении производства АИ-80 есть свои "за" и "против". По мнению одних, это избавит страну от разваливающегося на глазах "автохлама". Другие полагают, что "таким образом государство просто хочет вывернуть наизнанку карманы автолюбителей, причём не самых состоятельных".

Для кого станет проблемой прекращение производства АИ-80? Вычислить количество техники, двигатели которой сегодня работают на этом бензине, сложно – при техосмотре этот факт не учитывается. Но её в стране предостаточно. Это сельхозтехника, техника коммунального хозяйства, автомобили марок ЗИЛ, ГАЗ, УАЗ, мотоциклы, бензопилы. Кроме того, многие умельцы переделали карбюраторные "Жигули" под использование дешёвого АИ-80.

Если заправлять двигатели этой техники АИ-92, то она довольно быстро выйдет из строя. Именно поэтому сроки остановки производства АИ-80 переносились уже несколько раз. За это время предприятия и частные лица должны были переоборудовать свои машины на использование более высокооктанового топлива.

Как владельцу такого авто выходить из этой ситуации? Пути решения, безусловно, есть, но все они весьма затратны. Первый – это замена двигателя на современный, но цена замены может превысить стоимость самого автомобиля. Да и, скорее всего, у владельцев УАЗов, "Волг" или "Побед" таких денег просто нет. Перевод автомобиля на газ – также недешёвое удовольствие. Можно выставить немного раньше зажигание, но, полагают специалисты, этот способ не компенсирует полностью неприспособленность двигателей к использованию бензина с большим октановым числом, чем предусмотрено разработчиками, и позволит лишь отсрочить поломку двигателя.


Впрочем, ожидается, что уже в следующем году возросшие с 14,5 до 17,5 млн тонн мощности переработки модернизированных НПЗ полностью обеспечат потребности республики в высококачественных нефтепродуктах и избавят её от импортозависимости в ГСМ. Это возможно лишь после 2019 года.