В Послании глава государства обратил внимание на проблемы казахстанских производителей (цитата):
"Выяснилось, что наши предприниматели не получают в нужном объёме государственную поддержку в сравнении с предприятиями других стран ЕАЭС, поэтому находятся в невыгодных условиях и вынуждены уступать конкурентам даже свой рынок. В частности, речь идёт о производителях молока".
Именно сейчас наша команда в Национальном аналитическом центре изучает текущую ситуацию с производителями молочной продукции в Казахстане. В нашей стране действует более 170 молокоперерабатывающих заводов, однако их мощности редко загружены более чем на 60%.
Молочная продукция – это социальное значимые продукты (молоко, кефир, творог) и популярные продукты, такие как сыр, йогурты, сгущённое молоко. В казахстанских супермаркетах мы наблюдаем богатую линейку молочной продукции из России и Беларуси, которые занимают лучшие полки. Конкуренция хороша для рынка, но когда условия рынка ЕАЭС несправедливы по отношению к казахстанским производителям в своей же стране, то этот вопрос требует безотлагательного решения на уровне правительства.
А проблем очень много, включая неэффективные меры господдержки, задержки субсидий, ограниченный доступ к финансированию для малых производителей, которым сложно зайти на рынок. Другими проблемами является дефицит качественного сырья, высокие логистические издержки и другие факторы.
Для примера, во время ковида я застряла в Беларуси и месяц жила там. Посещала местные магазины, и ни в одном супермаркете не увидела казахстанского продукта. Рынок Беларуси надёжно защищён, в отличие от рынка Казахстана.
Радует, что казахстанские покупатели предпочитают молоко, сметану, творог местных производителей (например, "ДЕП", "Эмиль", "Родина", "Зенченко", Natige, "Айс" и др.). Они выигрывают за счёт свежести, качества, натуральности продукта.
Однако в категориях сыры и йогурты лидерство сохраняет импорт благодаря широкому ассортименту, привлекательной упаковке и эффективному маркетингу.
Упаковка и продвижение товара остаются слабым звеном отечественных брендов. Казахстанские компании слабо участвуют в рекламных кампаниях и промоакциях, полагаясь на потребительскую привычку и "региональный патриотизм".
Отмечу низкую информированность потребителей в Казахстане. Многие покупатели оценивают товары только по цене, не обращая внимание на состав и маркировку продукта.
Потребители часто не различают сыр и сырный продукт, не понимают разницы между молоком в мягкой упаковке и тетрапакетах, творогом или творожным продуктом.
С точки зрения поведенческой госполитики в Казахстане нужно проводить правильное информирование населения о качестве и пользе отечественной продукции, знакомить с новыми местными производителями. Ведь молочная продукция охватывает не только вопросы экономики и поддержки казахстанского бизнеса, но и касается каждой семьи. Это про здоровое питание наших детей и граждан на национальном уровне.
Читайте также:
- В Казахстане идёт довольно трудный, но крайне важный процесс трансформации экономики
- Казахстан знает, где лежат грабли. Мы показываем и другим, куда не надо наступать
- Принцип должен быть один: получаешь доход – плати налог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2823
-
1
-
7
-
-
2По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2726
-
1
-
170
-
-
3❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2815
-
10
-
174
-
-
4⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2871
-
27
-
108
-
-
5❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2863
-
3
-
28
-
-
6🚫 Roblox заблокировали в России: регулятор заявил об угрозах для детей
-
2712
-
9
-
66
-
-
7❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
2473
-
0
-
3
-
-
8📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2427
-
1
-
5
-
-
9🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2441
-
5
-
149
-
-
10🥩 В Астане 6–7 декабря проведут мясную ярмарку «Соғым-FEST»
-
2444
-
1
-
20
-
USD:
503.5 / 507.5
EUR:
588.5 / 593.5
RUB:
6.51 / 6.63
Именно сейчас наша команда в Национальном аналитическом центре изучает текущую ситуацию с производителями молочной продукции в Казахстане. В нашей стране действует более 170 молокоперерабатывающих заводов, однако их мощности редко загружены более чем на 60%.