В Послании глава государства обратил внимание на проблемы казахстанских производителей (цитата):
"Выяснилось, что наши предприниматели не получают в нужном объёме государственную поддержку в сравнении с предприятиями других стран ЕАЭС, поэтому находятся в невыгодных условиях и вынуждены уступать конкурентам даже свой рынок. В частности, речь идёт о производителях молока".
Именно сейчас наша команда в Национальном аналитическом центре изучает текущую ситуацию с производителями молочной продукции в Казахстане. В нашей стране действует более 170 молокоперерабатывающих заводов, однако их мощности редко загружены более чем на 60%.
Молочная продукция – это социальное значимые продукты (молоко, кефир, творог) и популярные продукты, такие как сыр, йогурты, сгущённое молоко. В казахстанских супермаркетах мы наблюдаем богатую линейку молочной продукции из России и Беларуси, которые занимают лучшие полки. Конкуренция хороша для рынка, но когда условия рынка ЕАЭС несправедливы по отношению к казахстанским производителям в своей же стране, то этот вопрос требует безотлагательного решения на уровне правительства.
А проблем очень много, включая неэффективные меры господдержки, задержки субсидий, ограниченный доступ к финансированию для малых производителей, которым сложно зайти на рынок. Другими проблемами является дефицит качественного сырья, высокие логистические издержки и другие факторы.
Для примера, во время ковида я застряла в Беларуси и месяц жила там. Посещала местные магазины, и ни в одном супермаркете не увидела казахстанского продукта. Рынок Беларуси надёжно защищён, в отличие от рынка Казахстана.
Радует, что казахстанские покупатели предпочитают молоко, сметану, творог местных производителей (например, "ДЕП", "Эмиль", "Родина", "Зенченко", Natige, "Айс" и др.). Они выигрывают за счёт свежести, качества, натуральности продукта.
Однако в категориях сыры и йогурты лидерство сохраняет импорт благодаря широкому ассортименту, привлекательной упаковке и эффективному маркетингу.
Упаковка и продвижение товара остаются слабым звеном отечественных брендов. Казахстанские компании слабо участвуют в рекламных кампаниях и промоакциях, полагаясь на потребительскую привычку и "региональный патриотизм".
Отмечу низкую информированность потребителей в Казахстане. Многие покупатели оценивают товары только по цене, не обращая внимание на состав и маркировку продукта.
Потребители часто не различают сыр и сырный продукт, не понимают разницы между молоком в мягкой упаковке и тетрапакетах, творогом или творожным продуктом.
С точки зрения поведенческой госполитики в Казахстане нужно проводить правильное информирование населения о качестве и пользе отечественной продукции, знакомить с новыми местными производителями. Ведь молочная продукция охватывает не только вопросы экономики и поддержки казахстанского бизнеса, но и касается каждой семьи. Это про здоровое питание наших детей и граждан на национальном уровне.
Читайте также:
- В Казахстане идёт довольно трудный, но крайне важный процесс трансформации экономики
- Казахстан знает, где лежат грабли. Мы показываем и другим, куда не надо наступать
- Принцип должен быть один: получаешь доход – плати налог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🥩 В Астане откроется праздничная ярмарка «Соғым-FEST»
-
7176
-
0
-
8
-
-
2🎆 Где в Алматы можно запускать салюты, чтобы не получить штраф
-
2502
-
0
-
15
-
-
3⏺В 2025 г. фонд «Даму» поддержал 11 тыс. проектов на 1,9 трлн тг.
-
2230
-
0
-
13
-
-
4🩺 Онкобольные остались без льгот: в Семее выявили нарушения
-
2086
-
0
-
35
-
-
5📞 Токаев и Трамп провели продолжительный телефонный разговор
-
2060
-
4
-
47
-
-
6❗️Грету Тунберг арестовали в Лондоне
-
2116
-
1
-
32
-
-
7🏙Токаев принял главу холдинга Байтерек
-
2193
-
3
-
14
-
-
8🌱 Акимат Мангистау судится с подрядчиком из-за рекультивации «Кошкар-Аты»
-
2149
-
0
-
8
-
-
9🔑 Токаев вручил ключи от квартир сотрудникам Генеральной прокуратуры, Службы государственной охраны и МВД
-
2069
-
3
-
46
-
-
10⚡️ АО "KEGOC" по итогам 2025 года подтвердило устойчивость работы Единой электроэнергетической системы страны и выполнение ключевых производственных показателей.
-
2154
-
0
-
5
-
lw-3094948329-4
USD:
513.7 / 516.3
EUR:
601.0 / 606.0
RUB:
6.39 / 6.51
Именно сейчас наша команда в Национальном аналитическом центре изучает текущую ситуацию с производителями молочной продукции в Казахстане. В нашей стране действует более 170 молокоперерабатывающих заводов, однако их мощности редко загружены более чем на 60%.