Сегодня для Поднебесной существует риск блокады морских путей в Европу, по которым страна экспортирует продукцию и импортирует нефть и другое сырьё. Произойдёт это при негативном сценарии отношений с одной из стран Юго-Восточной Азии или с США, вследствие чего у Китая могут возникнуть проблемы в Южно-Китайском море, Малаккском проливе и Индийском океане. Поэтому КНР необходима безопасная граница и пояс стран-союзников со стороны запада и севера, через которые могут идти взаимные поставки различной продукции. В этом плане Казахстан для Китая – идеальный запасной вариант, вкупе с мощным тылом в лице соседей-участников ЕАЭС.
А какие точки соприкосновения связывают сам союз с проектом Китая "Великий Шёлковый путь"? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим аспекты экономического сотрудничества стран-участниц ЕАЭС с Поднебесной.
Анализ различных показателей демонстрирует, что до настоящего времени у России и Белоруссии долгосрочные отношения с Китаем практически не были выстроены.
Например, в период 2007-2014 годов Китай инвестировал в Россию всего 3 млрд долларов, в Белоруссию – 118, 5 млн долларов. А приток китайских инвестиций в нашу страну с 2005 по 2014 годы составил более 12 млрд долларов.
Также среди стран ЕАЭС Казахстан лидирует по таким пунктам, как количество совместных предприятий – 641 против 164 в Белоруссии и нескольких банков и представительств китайских фирм в России. Больше, чем в России и Белоруссии, у нас и китайских трудовых мигрантов, которые занимают высокооплачиваемые должности в нефтегазовых компаниях и банках.
Казахстанский опыт партнёрства с КНР может быть полезен другим странам ЕАЭС, начиная со стратегии межгосударственных переговоров, привлечения китайских инвестиций и заканчивая практикой регулирования трудовых вопросов. Однако отмечу, что ключевым аспектом в вопросах взаимодействия ЕАЭС и Экономического пояса являются отношения России и КНР. Несмотря на самый большой показатель товарооборота с Китаем в объёме 80-90 млрд долларов в год (для сравнения: у Казахстана этот показатель равен 20-24 млрд, Белоруссии – 1-2 млрд), до недавнего времени Поднебесная оставалась вне приоритетов российской внешней политики. Ситуация начала меняться лишь недавно, в том числе на фоне усиления санкций Запада против России. И впервые на Боаский экономический форум – одно из ключевых событий в регионе – минувшей весной прибыл первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
Однако если Кремль меняет отношение к Китаю, то в российской чиновничьей среде и у бизнес-элиты по-прежнему сохраняется насторожённость в отношении китайских инвестиций.
Но опасения по поводу военной мощи КНР и эксплуатируемое с XIX века понятие "жёлтой угрозы" – уже устаревшее мышление. Тем более у проектов ЕАЭС и Шёлкового пути имеются точки соприкосновения. Это и вопросы развития железных дорог и автодорог – для транзита китайских товаров в Европу, Закавказье и на Ближний Восток. И поставки энергоресурсов в Китай – газа и нефти, причём приоритет в силу специфики новой энергетической политики КНР отдаётся газу. В этом же списке совместные индустриальные проекты, в том числе китайские предприятия на территории ЕАЭС для экспорта продукции в Китай или потребления на местном рынке, инфраструктурные проекты – развитие железных дорог, трубопроводов и портов, а также логистической инфраструктуры.
Однако возникают и проблемные аспекты. Улучшение торговли с Китаем ставит крест на планах стран ЕАЭС по индустриализации и поддержке местного производителя. Также актуальной остаётся конкуренция в области производства отдельных видов техники, особенно промышленного оборудования.
Китай при кредитах и инвестициях обговаривает использование оборудования собственного производства.
Важным вопросом является и готовность инфраструктуры ЕАЭС к сотрудничеству с Поясом. Если казахстанский участок автодороги Западная Европа – Западный Китай готов, то слабые технические возможности российских железных дорог пока не позволяют развивать широкомасштабный транзит из Китая в Европу. Китайцы с 2011 года пытаются сами организовать поставки товаров по железной дороге в Европу, правда, пока это не удаётся сделать в достаточной мере. Наиболее успешным маршрутом сегодня является Чунцин - Синьцзян - Европа. Протяжённость дороги - 11 179 километров, начинается маршрут в Чунцине, проходит через Сиань, Ланьчжоу и Урумчи, далее, следуя через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу, финиширует в немецком Дуйсбурге. С января 2011 года по январь 2014 года было отправлено 96 составов, 8434 контейнеров с товарами на сумму 3 млрд долларов.
Время в пути - 16 дней, что существенно быстрее морских перевозок, однако стоимость в этом случае выше из-за российских тарифов.Также для примера можно привести рейс Ухань - Синьцзян - Европа: время в пути 15 дней, что примерно на месяц меньше, чем по морским маршрутам, транспортные расходы на 80% ниже, чем на авиаперевозки.
Наряду с проблемами ЕАЭС новые вопросы встают перед самим Китаем, и главный из них – изменение переговорной стратегии. КНР предпочитает двусторонние переговоры, а в рамках сотрудничества с ЕАЭС ему предстоит договариваться с целым рядом стран. Для Поднебесной это большой слом переговорных позиций.
Как бы там ни было, потенциал взаимодействия ЕАЭС и Экономического пояса огромен. Данные проекты крайне удачно совпали во времени, пространстве, намерениях и возможностях.
Союз ЕАЭС и Великого Шёлкового пути создаст мощное континентальное пространство, которое улучшит взаимоотношения КНР и стран ЕАЭС с Евросоюзом.
Об этом недавно заявил Президент Казахстана, предложив создать общее экономическое пространство ЕАЭС и ЕС.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 6148
- 0
- 18
-
2🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 3413
- 1
- 4
-
3👨⚕️ Пациенту ампутировали ногу по вине врача: хирург избежал реального срока в ЗКО
- 2416
- 2
- 39
-
4🟢 Премию Михаила Дорофеева вручили основателю проекта Protenge Джамиле Маричевой
- 2461
- 0
- 8
-
5🟪 Ерлан Карин: Число вышедших из казахстанского гражданства с 2019 уменьшилось более чем в 16 раз
- 2354
- 6
- 103
-
6🛍Казахстанцы не стали реже запрашивать потребительские займы после введения новых ограничений по кредитованию
- 2468
- 0
- 9
-
7🌡Прогноз погоды на 21 ноября: метель и гололёд ожидаются на севере и востоке Казахстана
- 2536
- 0
- 4
-
8🟢 Лицензирование детских садов введут в Казахстане с 2027 года
- 2359
- 3
- 18
-
9🆕🆕🆕🆕 Таразский университет использовали для фиктивной регистрации мигрантов
- 2322
- 1
- 16
-
10💬💬 "Мать была на работе..." О гибели четырёх детей при пожаре в Астане
- 2279
- 2
- 26