Экономист Галим Хусаинов размышляет об эффективности поддержки ремесленничества в Казахстане.
Закон экономики гласит: чем проще продукт с точки зрения производства, тем он менее рентабелен. Потребительские базовые продукты становятся конкурентоспособными только в рамках масштабов производства. Без масштаба это ремесленничество, которое не может быть дешёвым, так как, по сути, используется ручной труд. Что понимать под масштабным производством – сложный вопрос, ведь для каждого продукта есть свой уровень масштаба. Например, скоропортящиеся продукты могут масштабироваться и на население в 300 тысяч человек, а товары длительного пользования – на 100 млн человек.
Поэтому когда мы пытаемся в рамках маленькой страны поддерживать ремесленничество, то, скорее всего, мы не увидим большого эффекта и, как только будет закончена поддержка, такие предприятия при открытых границах будут обречены на закрытие. Крупный завод в Казахстане стоимостью 50 млн долларов в мировом масштабе – ремесленничество.
Очень интересная страна Тайвань, которая именуются ещё как Китайская Республика, и эта страна до сих пор не признана большинством стран. Но это им никак не помешало развить экономические отношения и стать лидером в производстве определённых компонентов IT-индустрии, производстве нефтехимии и торговле. Если в 1952 году доля сельского хозяйства занимала 35% экономики, то сейчас – менее 3%. Население Тайваня – 23,5 млн человек. Помимо благоприятного инвестиционного климата была оказана большая поддержка капиталоёмких и наукоёмких производств со стороны правительства. И самое главное, было принято решение перехода от субсидируемого импортозамещения к экспортно ориентированному росту.
Сейчас Тайвань входит в тридцатку развитых стран, занимает 18-е место по ВВП на душу населения. При этом создание инвестиционного климата и развитие капиталоёмких и наукоёмких производств дало большой мультипликативный эффект, и доля МСБ в стране является очень большой.
У нас всегда присутствует желание наблюдать за чужим опытом, но мы больше используем не экономический опыт, а опыт потребления. Количество квадратных метров на одного жителя, ставка по ипотечным кредитам, туристические центры, цена на бензин и картофель, наличие ЛРТ или метро, высотные строения и даунтауны и так далее, но это всё уже есть следствие экономического развития, но никак не причина. Потребительские вещи должны стать следствием развитости экономики, но никак не наоборот.
Опубликовано на странице Галима Хусаинова в Facebook
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Популярное в нашем Telegram-канале
-
1🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2779
-
1
-
7
-
-
2По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2652
-
1
-
170
-
-
3❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2777
-
10
-
174
-
-
4⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2805
-
27
-
108
-
-
5❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2830
-
3
-
28
-
-
6🚫 Roblox заблокировали в России: регулятор заявил об угрозах для детей
-
2702
-
9
-
66
-
-
7🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2418
-
5
-
149
-
-
8🥩 В Астане 6–7 декабря проведут мясную ярмарку «Соғым-FEST»
-
2424
-
1
-
20
-
-
9🌡Прогноз погоды на 4 декабря: в Астане и 14 областях страны объявили штормовое предупреждение
-
2507
-
0
-
6
-
-
10✍️Токаев принял министра труда
-
2377
-
8
-
164
-
USD:
503.9 / 506.9
EUR:
588.0 / 593.0
RUB:
6.55 / 6.67