Экономист Галим Хусаинов размышляет об эффективности поддержки ремесленничества в Казахстане.
Закон экономики гласит: чем проще продукт с точки зрения производства, тем он менее рентабелен. Потребительские базовые продукты становятся конкурентоспособными только в рамках масштабов производства. Без масштаба это ремесленничество, которое не может быть дешёвым, так как, по сути, используется ручной труд. Что понимать под масштабным производством – сложный вопрос, ведь для каждого продукта есть свой уровень масштаба. Например, скоропортящиеся продукты могут масштабироваться и на население в 300 тысяч человек, а товары длительного пользования – на 100 млн человек.
Поэтому когда мы пытаемся в рамках маленькой страны поддерживать ремесленничество, то, скорее всего, мы не увидим большого эффекта и, как только будет закончена поддержка, такие предприятия при открытых границах будут обречены на закрытие. Крупный завод в Казахстане стоимостью 50 млн долларов в мировом масштабе – ремесленничество.
Очень интересная страна Тайвань, которая именуются ещё как Китайская Республика, и эта страна до сих пор не признана большинством стран. Но это им никак не помешало развить экономические отношения и стать лидером в производстве определённых компонентов IT-индустрии, производстве нефтехимии и торговле. Если в 1952 году доля сельского хозяйства занимала 35% экономики, то сейчас – менее 3%. Население Тайваня – 23,5 млн человек. Помимо благоприятного инвестиционного климата была оказана большая поддержка капиталоёмких и наукоёмких производств со стороны правительства. И самое главное, было принято решение перехода от субсидируемого импортозамещения к экспортно ориентированному росту.
Сейчас Тайвань входит в тридцатку развитых стран, занимает 18-е место по ВВП на душу населения. При этом создание инвестиционного климата и развитие капиталоёмких и наукоёмких производств дало большой мультипликативный эффект, и доля МСБ в стране является очень большой.
У нас всегда присутствует желание наблюдать за чужим опытом, но мы больше используем не экономический опыт, а опыт потребления. Количество квадратных метров на одного жителя, ставка по ипотечным кредитам, туристические центры, цена на бензин и картофель, наличие ЛРТ или метро, высотные строения и даунтауны и так далее, но это всё уже есть следствие экономического развития, но никак не причина. Потребительские вещи должны стать следствием развитости экономики, но никак не наоборот.
Опубликовано на странице Галима Хусаинова в Facebook
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Популярное в нашем Telegram-канале
-
1🛫💺Почему зимой самолёты обрабатывают от льда уже с пассажирами на борту?
-
3044
-
2
-
31
-
-
2🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ одобрил сенат в первом чтении
-
2576
-
11
-
131
-
-
3☕️ В Шымкенте накрыли подпольный “цех” MacCoffee - что нашли и чем это грозит
-
2436
-
3
-
42
-
-
4💬💬 Минздрав опровергает сообщения о наручниках для беременных заключённых
-
2412
-
2
-
14
-
-
5🇰🇿🇯🇵 Токаев провёл переговоры с премьер-министром Японии
-
2260
-
1
-
135
-
-
6🔝 Минкульт Казахстана озвучил топ-3 видов противоправного контента в сети
-
2537
-
2
-
14
-
-
7💬💬 Кирилл Хомяков, Binance: Казахстан остаётся для нас одним из ключевых рынков
-
2382
-
1
-
24
-
-
8🇰🇿🇶🇦 В Катаре казахстанским трудовым мигрантам гарантировали соцпакет
-
2546
-
4
-
33
-
-
9✈️Новая система пересечения границ Евросоюза вызвала огромные очереди в аэропортах
-
2347
-
0
-
10
-
-
10🔎 Gemini от Google заговорил по-казахски
-
2110
-
0
-
29
-
USD:
516.7 / 519.3
EUR:
605.5 / 609.5
RUB:
6.35 / 6.47