Экономист Галим Хусаинов размышляет об эффективности поддержки ремесленничества в Казахстане.
Закон экономики гласит: чем проще продукт с точки зрения производства, тем он менее рентабелен. Потребительские базовые продукты становятся конкурентоспособными только в рамках масштабов производства. Без масштаба это ремесленничество, которое не может быть дешёвым, так как, по сути, используется ручной труд. Что понимать под масштабным производством – сложный вопрос, ведь для каждого продукта есть свой уровень масштаба. Например, скоропортящиеся продукты могут масштабироваться и на население в 300 тысяч человек, а товары длительного пользования – на 100 млн человек.
Поэтому когда мы пытаемся в рамках маленькой страны поддерживать ремесленничество, то, скорее всего, мы не увидим большого эффекта и, как только будет закончена поддержка, такие предприятия при открытых границах будут обречены на закрытие. Крупный завод в Казахстане стоимостью 50 млн долларов в мировом масштабе – ремесленничество.
Очень интересная страна Тайвань, которая именуются ещё как Китайская Республика, и эта страна до сих пор не признана большинством стран. Но это им никак не помешало развить экономические отношения и стать лидером в производстве определённых компонентов IT-индустрии, производстве нефтехимии и торговле. Если в 1952 году доля сельского хозяйства занимала 35% экономики, то сейчас – менее 3%. Население Тайваня – 23,5 млн человек. Помимо благоприятного инвестиционного климата была оказана большая поддержка капиталоёмких и наукоёмких производств со стороны правительства. И самое главное, было принято решение перехода от субсидируемого импортозамещения к экспортно ориентированному росту.
Сейчас Тайвань входит в тридцатку развитых стран, занимает 18-е место по ВВП на душу населения. При этом создание инвестиционного климата и развитие капиталоёмких и наукоёмких производств дало большой мультипликативный эффект, и доля МСБ в стране является очень большой.
У нас всегда присутствует желание наблюдать за чужим опытом, но мы больше используем не экономический опыт, а опыт потребления. Количество квадратных метров на одного жителя, ставка по ипотечным кредитам, туристические центры, цена на бензин и картофель, наличие ЛРТ или метро, высотные строения и даунтауны и так далее, но это всё уже есть следствие экономического развития, но никак не причина. Потребительские вещи должны стать следствием развитости экономики, но никак не наоборот.
Опубликовано на странице Галима Хусаинова в Facebook
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Популярное в нашем Telegram-канале
-
1😷 Гонконгский грипп в Казахстане: чем опасен вирус и что рекомендуют медики
-
2468
-
0
-
8
-
-
2💣В Астане взорвался газовый баллон в тандырной: пострадали 4 человека
-
2497
-
3
-
26
-
-
3🤔 Не успели морозы вступить в силу, как тут же сдали позиции.
-
2405
-
1
-
6
-
-
4🎵 Щелкунчик, квартирники и AZAGHAL. Что можно посмотреть в Алматы и Астане с 11 по 31 декабря
-
2530
-
0
-
8
-
-
5🚕 Учишь казахский - ездишь бесплатно: в Темиртау появилось необычное такси
-
2585
-
0
-
47
-
-
6✈️ В аэропорту Алматы начали реконструкцию главного входа
-
2370
-
1
-
10
-
-
7⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 12 декабря
-
2082
-
0
-
6
-
-
8🚗 В Абайской области больше 30 машин незаконно прорвались через блокпосты, выставленные из-за непогоды.
-
2286
-
5
-
20
-
-
9❤️ Прогноз погоды на 13 декабря: снег, метель и гололёд ожидаются на большей части страны
-
2137
-
2
-
5
-
-
10🚓 В Алматы задержали восьмиклассника за угрозы школам в соцсетях
-
2233
-
2
-
26
-
USD:
521.5 / 524.1
EUR:
611.5 / 616.5
RUB:
6.45 / 6.57