Сначала было увеличение пенсионного возраста для женщин, затем девальвация тенге с заявлениями о том, что никакой девальвации не будет, а она чудесным образом происходила, потом снова пенсионный вопрос – на этот раз с направлением денег на поддержку экономики. И, наконец, земля. У народа накопилось, и недовольство выплеснулось в соцсети, СМИ и даже кое-где на улицы.

Во всех этих случаях, постепенно переполнявших чашу терпения, помимо хронологической последовательности есть ещё одна общая деталь – Правительство не сделало почти ничего, чтобы как-то наладить связь с народом. В решающий момент зачастую в ситуацию вмешивался Глава государства, доделывая работу чиновников и спасая положение.

Поразительным во всех этих событиях является ещё и то, что ошибки не только ничему никого не научили, они не исправлялись, так ещё и каждое последующее действие было хуже предыдущего, раз за разом нанося всё новые удары по доверию населения.

Как вообще такое может быть в стране, которая тратит огромные деньги на подготовку специалистов в ведущих вузах мира вот уже более 20 лет?

Не знаю, как с точки зрения PR, но любой человек, изучавший экономику на продвинутом уровне в университетах, входящих в топ-100 мировых рейтингов, прекрасно знает, что только прозрачная государственная политика в гармонии с ожиданиями населения способна создать эффективную экономическую систему.

Множество выпускников программы "Болашак" работают в сфере государственного управления. Людей, получивших прекрасное образование иным путём, тоже немало. Так почему же в этом самом государственном управлении практически ничего не меняется из года в год? Почему люди, прекрасно знающие, как должна выстраиваться коммуникация власти с населением, как должны претворяться в жизнь важные реформы, допускают такие очевидные ошибки? Кто вообще принимает подобные решения в Казахстане?

Конечно, справедливым будет сказать, что среди молодого поколения управленцев, а также опытных политиков есть талантливые люди. Прецеденты есть, они всем известны, когда во главе города, области, национальной компании, государственного органа или же его структурного подразделения стоит истинный технократ, с прекрасным образованием, глубоким опытом, верными ценностями, и то, что он делает, заслуживает истинного уважения. Но пальцев на руках и ногах хватит, чтобы перечислить таковых.

В большинстве решения принимают далеко не такие люди. Для львиной доли руководителей, представителей политического истеблишмента нашей страны  идеи технократии не только чужды, но и непонятны.

Люди, которые должны являться частью элиты Казахстана, на самом деле таковыми не являются.

В то время, когда элиты должны "двигать государственный линкор вперёд", у нас это не всегда происходит. У нас эти люди боятся будущего, так как для них будущее страны и своё личное будущее не связаны друг с другом. Личное для них выше, а значит, они будут делать всё, чтобы сохранить должность, статус, положение, а также увеличить уровень своего благосостояния. Интересы государства и благо народа, как правило, вступают в диссонанс с их жизненной позицией.

Ещё одной отличительной чертой таких людей является то, что они пытаются создавать законы для других, а для себя стараются делать исключения. Хотя в успешных странах элиты создают законы в первую очередь для себя, а уже потом распространяют их на всех остальных.

Они не дают умным и талантливым людям проявить себя, ведь для них это потенциальные конкуренты. Поэтому все доводы о том, что законопроект следует обсудить с населением, необходимо осуществить шаги по выстраиванию обратной связи с теми, кто будет жить по этому закону, – китайская грамота, которая им непонятна.  

Эти люди не могут уяснить, что несколько десятков лет назад, когда их карьера только начиналась, мы жили не только в другой стране, но и в другом мире.

Да что там говорить, мир меняется ежедневно, и то, что было актуально вчера, сегодня беспощадно устаревает.

И вот именно потому, что такие люди в большинстве принимают решения в нашей стране, мы имеем то, что имеем.

Системе просто необходимо обновление, ей нужны новые люди. Нам нужны новые люди. И дело здесь не в очередной реформе государственной службы. Ситуация напоминает организм, заражённый каким-то вирусом бюрократии, и сейчас нужно укрепить иммунитет, который почти отсутствовал.

А вирус стремительно захватывает организм, и даже здоровые клетки могут стать заражёнными. Талантливые и перспективные управленцы, возвращаясь с обучения в лучших университетах мира, начиная служить стране, одурманиваются влиянием так называемых агашек. Они видят образ "успешного" и процветающего руководителя и стараются быть на него похожими, полагая, что это норма. В итоге мы видим 28-летних, некогда подававших большие надежды парней с большими животами, на дорогих машинах, взятых в кредит, а также с другими обязательными в их понимании атрибутами "успеха".

Только инъекция большого количества талантливых людей с мышлением технократов, голодных до знаний и ставящих интересы страны выше своих собственных, способна исправить ситуацию.

Такие люди у нас есть, и тот рывок, который продемонстрировал Казахстан в конце 1990-х – начале 2000-х годов во многом был связан с тем, что мы сознательно в массовом порядке занялись проблемой производства элит.

Думаю, и для высшего руководства страны земельный вопрос стал последним рубежом, пройдя который, понимаешь: эффект замещения должен быть одним из шагов на пути обновления. Те, кто не может принимать правильные решения для страны, должны уступить место тем, кто на это способен. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter