Стало как-то даже приятно, что широкая общественность и депутатский корпус всё-таки обратили внимание на так называемый Панамагейт, пусть и со второго раза. 9 мая в сети появилась очередная порция материалов, которые содержат выдержки из миллионов документов панамской юридической компании Mossack Fonseca, подтверждающих информацию об офшорных счетах известных личностей со всего мира.

По любопытному стечению обстоятельств обнародование "панамских документов" совпало с регулярно повторяемым призывом Нурсултана Назарбаева к легализации капитала, выведенного за рубеж. И во вторую волну граждан Казахстана, желающих легализоваться, оказалось гораздо больше. Стоит сразу отметить, что никто никого из тех, кто засветился в панамгейте, официально не обвиняет, прокуратура расследования не проводит, так как "достоверных сведений об источниках этих материалов нет", да и вообще лица, оказавшиеся в списке, могут быть полными тёзками известных казахстанцев. Так что разъяснения от компетентных органов мы либо получим в ближайшее время, либо и вовсе не получим. Тем не менее, абсолютно такие же документы уже вызвали "политическую бурю" во многих странах, а премьер-министр Исландии вообще ушёл в отставку, даже не дожидаясь какого-то специального расследования.

Но что для нашей страны означает появление имен известных казахстанцев в материалах этого скандального расследования? Кто в этом списке: волки в овечьих шкурах или же честные и добропорядочные граждане?

Открыв любой учебник по корпоративным финансам продвинутого уровня, мы увидим схемы, по которым можно оптимизировать налогообложение посредством офшоров. Причём механизм этот настолько популярен, что можно найти подробное описание примеров, реально применяемых на практике во всём мире.

Из этого следует, что в использовании офшоров нет ничего предосудительного. Это действительно общепринятая практика.

Тем не менее в Казахстане на самых разных уровнях очень давно говорят о деофшоризации. Казахстанское Правительство даже объявляло о разработке комплекса мер по борьбе с этим явлением, парламентская фракция партии "Ак жол" несколько раз инициировала принятие закона против вывода средств из страны через офшоры.

Но, несмотря на все многолетние потуги, в настоящий момент эта сфера абсолютно никак не регулируется в Казахстане. А между тем, по данным Tax Justice Network, Казахстан входит в десятку стран, лидирующих по выводу денег в офшорные зоны.

Да, деньги, которые могли бы работать на благо казахстанской экономики, выводятся в офшоры. Если бы отток капитала не был таким катастрофическим, возможно, не пришлось бы так активно "распечатывать" Национальный фонд, да и наши пенсионные накопления не были бы направлены на поддержку экономики.

Но ничего противозаконного в этих действиях нет, особенно для представителей бизнеса. Если хотите, то для кого-то это - гражданская позиция. Просто предприниматели ушли в офшоры, потому что, к сожалению, считают, что право собственности не очень защищено в Казахстане. Так что здесь вопрос больше этический.

Нарушением закона являются лишь случаи, при которых эти деньги получены преступным путём, отмываются или же замешаны в финансировании терроризма.

Это что касается представителей бизнеса. А вот ситуация с госслужащими принципиально иная.

В соответствии с законом "О государственной службе" и законом "О борьбе с коррупцией" государственным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или же иной деятельностью, приносящей доход. А офшоры создают благоприятные условия как раз для того, чтобы не показывать конечного получателя денег.

Поэтому в самых распространённых схемах по отмыванию денег чиновниками замешаны как раз офшоры. Это прекрасная возможность легализовать деньги, доставшиеся коррупционным путём, и именно это является тревожным звонком, который доносит до нас "Панамгейт".

Разумеется, ничья вина не доказана, но если учитывать случаи коррупции в нашей стране, становится как-то тревожно от того, каковы могут быть истинные размеры этого явления в Казахстане.

В целом, конечно же, весь мир борется с офшорами, существует даже специальная инициатива G20 BEPS (Base erosion and profit shifting). Ну, а мы пока не увидели на практике мер по борьбе с выведением денег, мы только говорим об этом. Поэтому меры по деофшоризации в нашей стране крайне необходимы, а реакция населения на "панамские материалы" говорит о том, что такие меры давно назрели.

В связи с этим абсолютно логичными и правильными являются предложения депутата Азата Перуашева, который предлагает отменить принцип банковской тайны по отношению к счетам государственных служащих и топ-менеджмента, работающего в квазигосударственном секторе и оперирующего большими суммами бюджетных денег.

Компании, являющиеся участниками государственных программ, получающие налоговые льготы, субсидии от государства, но при этом выводящие прибыль через офшоры, должны быть лишены всех преференций, а их участие в госзакупках и закупках квазигосударственного сектора должно иметь некоторые ограничения.

Поэтому хочется надеяться, что "Панамагейт" не пройдёт бесследно для Казахстана, ничто не будет "спущено на тормозах" и за всем этим обсуждением широкой общественностью и депутатским корпусом последуют реальные решения на законодательном уровне.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter