Прямой эфир Новости спорта

Геннадий Головкин как бренд-амбассадор ЭКСПО-2017

Нужно отдать должное Геннадию Головкину. Он один сделал для популяризации грядущей выставки ЭКСПО больше, чем остальные. Удар – и поверженный противник без чувств валится на настил ринга аккурат рядом с логотипом EXPO-2017. Поэтому Геннадий Геннадьевич является настоящим PR-менеджером выставки, её бренд-амбассадором в хорошем смысле этого слова.

Почему в хорошем? Потому что в плохом смысле, как мы с вами имели возможность убедиться, сделано уже предостаточно. Сплочённая интернациональная команда менеджеров ЭКСПО, не покладая рук, вносила свой посильный вклад в это дело. Даже свои кресла они покинули сплочённо и на удивление скоропостижно. Пользуясь спортивной терминологией – синхронно. В результате их кипучей деятельности словосочетание ЭКСПО-2017 ассоциируется у большинства из нас вовсе не с "энергией будущего", а с воровством, стриптизом и пиролизными печами в каждой школе.

Выставку, на мой взгляд, можно проводить уже сейчас. И выставить на ней упомянутых субъектов в качестве экспонатов. Их можно даже не сушить и не нанизывать на булавки или колья – а просто водить по улице.

Но речь в статье всё же не об EXPO-2017 (хоть это событие и заслуживает отдельного цикла статей), а о "зелёной" экономике в общем и возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) в частности. Ведь за недавними пертурбациями многие как-то успели подзабыть, чему же собственно, посвящена эта многострадальная выставка.

Некоторое время назад я уже писал о перспективах использования возобновляемых источников энергии в Казахстане, а именно о том, что не так уж и перспективны эти перспективы (приношу извинения за тавтологию). Важно осознать, что перспективы ВИЭ, как и более широкой сферы "зелёной" энергетики, – это понятие относительное и в значительной степени зависящее от традиционных источников энергии конкретного государства. Так вот, применительно к Казахстану основная идея заключается в том, что возобновляемые источники энергии не получат в нашей стране должного развития до тех пор, пока значительно не сократятся запасы наших традиционных видов топлива.

Речь, конечно, не идёт о том дне, когда будет добыт и сожжён весь уголь, выкачана вся нефть с газом, все усядутся на испепелённую землю и скажут: а давайте разовьём возобновляемые источники энергии!..

Хотя кто его знает, и такой сценарий исключать нельзя. Но лучше бы стране повысить долю ВИЭ в своем энергобалансе, не дожидаясь исчерпания запасов ископаемого горючего. Каким же образом на сегодня обстоит ситуация с внедрением и использованием возобновляемых источников энергии в Казахстане? Здесь интересно посмотреть на имеющиеся планы и сопоставить их с реальным положением дел.

"Казахстан к 2015 году будет получать более 1 млрд КВт/ч энергии за счёт возобновляемых источников", – именно так в 2010 году звучало заявление одного вице-министра Министерства индустрии и новых технологий. "К 2015 году доля использования альтернативных источников энергии в общем объёме энергопотребления составит более 1,5%", – а это уже из Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года, тоже принятого в 2010 году. Эти же показатели фигурируют как целевые и в "Национальной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на период с 2010 по 2014 год".

На дворе, как известно, рулит 2015 год по григорианскому летоисчислению, поэтому сейчас самое время проверить утверждения чиновников. Был задействован на полную мощность Google и даже отсмотрены веб-сайты казахстанских министерств и ведомств. К большому удивлению, нигде не удалось найти констатации того факта, что производство электроэнергии возобновляемыми источниками в стране перевалило за 1 млрд КВт/ч, а доля использования альтернативных источников энергии превысила 1,5% общего объёма её производства.

Однако были обнаружены следующие данные: за 9 месяцев 2014 года объектами ВИЭ в Казахстане было произведено 346,7 млн КВт/ч электрической энергии, а за весь 2014 год – 578,2 млн КВт/ч. За I квартал 2015 года объекты ВИЭ произвели 82,3 млн КВт/ч, а доля производства электрической энергии возобновляемыми источниками энергии в общем объёме производства электроэнергии в Казахстане составила 0,33%.

Как видно, задачи по получению энергии от ВИЭ, поставленные на 2014-2015 годы, не выполнены. Между тем уже имеются следующие планы по увеличению доли ВИЭ в энергетике: 3% в 2020 г. и 10% в 2030 г.

Не будем зацикливаться на процентах, гораздо важнее то, что работа в этом направлении не забрасывается. И ни шатко ни валко, но все же идёт. Этой деятельности сопутствуют и наши международные обязательства: Казахстан, как известно, является участником Рамочной конвенции ООН по изменению климата, которую он ратифицировал в 1995 году. В соответствии с этим документом, наша страна имеет обязательства по выполнению программ, связанных со снижением выбросов парниковых газов в атмосферу.

Факт в том, что возобновляемые источники энергии постепенно увеличивают своё присутствие в нашей стране. Они ещё не являются чем-то обыденным, но уже и не являются чем-то беспрецедентным.

В прошлом году, например, в Казахстане было построено девять объектов с применением ВИЭ общей мощностью в 53,62 МВт. Ожидается, что в этом году они уже начнут вырабатывать электроэнергию.

Широкое использование возобновляемых источников энергии как части "зелёной" экономики кроме экономических и экологических выгод, которые оно в себе заключает, является ещё и неотъемлемой составляющей сложной концепции под названием "устойчивое развитие".

В общих чертах устойчивое развитие можно описать как упорядоченное и согласованное социально-экономическое развитие общества с разумным и ответственным использованием природных ресурсов, инвестиций и научно-технических достижений. И вот когда Казахстан станет отвечать этим параметрам – тогда он и сможет называться устойчиво развивающейся страной.

Однако пока на пути у всех этих благих идей стоит инертность, обусловленная крайне широким и интенсивным использованием ископаемого топлива в нашей стране. Ведь первостепенная задача каждого городского, сельского или областного акима – это ремонт ТЭЦ и заготовка угля на зиму. Иначе в следующем году этим будет заниматься другой аким.

Поэтому долю использования ВИЭ в Казахстане нужно увеличивать поэтапно, с учётом имеющихся запасов ископаемого топлива и высоких темпов его использования. Ключевой фактор требуемых изменений – это энергоэффективность, то есть эффективное использование энергетических ресурсов и использование меньшего количества энергии для обеспечения заданного уровня энергетического обеспечения сооружений или технологических процессов.

Сейчас существуют планы добиться до 2020 года сокращения энергопотребления в стране на 30% за счёт увеличения энергоэффективности. Для этого её следует, прежде всего, внедрить на традиционных угольных станциях. После достижения этой цели должно произойти расширение потенциала газовой генерации в части энергоэффективности. И лишь затем должен настать черёд более полного вовлечения возобновляемых источников энергии в экономический оборот.

На мой взгляд, вполне адекватный подход. Не будем забывать о том, что соглашение о возведении в Казахстане атомной электростанции близится к подписанию. И в перспективе, лет через десять, новая АЭС выдаст в сеть первые мегаватты. А это, как не трудно догадаться, отнюдь не будет способствовать развитию возобновляемых источников энергии.

Согласно всем оценкам, Казахстан обладает значительными ресурсами возобновляемой энергии. Потенциал гидроэнергетики, ветровой и гелиоэнергетики в республике весьма значителен и оценивается в миллиарды киловатт-часов. Ветроэнергетический потенциал оценивается 0,929-1,82 млрд кВт/ч в год. Потенциально возможная выработка солнечной энергии равна 2,5 млрд кВт/ч в год. А валовой гидропотенциал ориентировочно – 170 млрд кВт/ч в год (технически возможный к реализации – 62 млрд кВт/ч). Тем не менее, повторюсь: несмотря на неплохие изначальные условия, на сколько-нибудь серьёзное развитие ВИЭ нам в ближайшие 10-15 лет рассчитывать не приходится.

Обширные залежи угля и углеводородов в этом смысле как нельзя лучше олицетворяют понятие "ресурсное проклятье". Чтобы преодолеть его, стране нужно поэтапно и эффективно переходить к более широкому использованию "зелёной" энергетики. Поэтому запланированное достижение 10% в 2030 году и даже 3% к 2020 году через ВИЭ представляется слишком оптимистичной оценкой.

Пока же производство энергии возобновляемыми источниками не является традиционному топливу даже подспорьем. Просто колеблется в пределах статистической погрешности.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров