Прямой эфир Новости спорта

Между амбициями и возможностями

Фото сайта erkindik.kz
Фото сайта erkindik.kz
Больше половины казахстанской молодёжи – 53,5% – хочет иметь свой бизнес с доходом почти полмиллиона тенге ежемесячно. Такие данные приводит исследовательский институт "Общественное мнение". Насколько сегодня молодые казахстанцы способны реализовать все свои амбиции?

Это проблемный вопрос, поскольку дистанция между возможностями и амбициями в настоящее время увеличивается. Несмотря на желание молодёжи пополнить ряды предпринимателей, немногие из них сделают это. Есть такое понятие, как боязнь риска и инертность. Об этом же говорят и данные упомянутого исследования, где отмечается, что для открытия собственного дела молодым людям не хватает решительности и первоначального капитала.

Это нормальная ситуация: лишь 10-15% людей являются лидерами, остальные – ведомые, согласные за приемлемую зарплату не нагружать себя проблемами и рисками, с которыми связан любой бизнес.

К слову, желание рисковать не всегда характерно для состоявшегося успешного государства. Вспомним 90-е годы, когда люди сознательно шли на риск и вступали в ряды "дикого предпринимательства", когда кредиты выдавали определённые люди под 10% в месяц, и в случае невозврата можно было оказаться закопанным...

Сейчас условия для ведения бизнеса перешли в цивилизованные рамки, хотя и стали более бюрократизированными. Разработаны программы для поддержки предпринимательства, в том числе молодёжного, появились новые форматы работы – фандрайзинг, краудсорсинг, интернет-коммерция.

Есть немало примеров, когда за небольшую сумму предприимчивые люди создавали капиталоёмкие проекты. Не всем это удаётся. К примеру, в США в течение 3 лет "погибает" 92% стартапов. Происходит это из-за высокой конкуренции. В Казахстане бизнесу тяжело развиваться в силу других причин. Продукция предприятия может потерять конкурентоспособность при выходе на зарубежные рынки – слишком дорого обойдётся бизнесменам логистика. Из этого фактора вытекает другая проблема – рынок республики составляет всего 17,5 млн  человек, многие сферы, где можно заработать, уже заняты. При этом инновационные продукты в Казахстане либо боятся, либо не хотят делать, опасаясь их невостребованности, и предпочитают традиционные сферы - обслуживание и торговлю. Впрочем, верность такого выбора подтверждает мировая статистика.

Кстати, в республике уровень предпринимательской инициативы выше, чем у стран-партнёров по ЕАЭС, где выше уровень инициативы производственной. Это заметно по нашим городам, где на каждом шагу располагаются торговые точки, парикмахерские и прочие объекты услуг. В то время как в российских и белорусских городах, особенно связанных с градообразующими предприятиями, эти сферы заняты мигрантами. Я уверен, что, несмотря на  сложности с развитием ЕАЭС, отечественная предпринимательская инициатива найдёт выход на другие рынки. Узкий 17-миллионный рынок так или иначе будет продуцировать эти инициативы за пределы страны.

Иначе придётся столкнуться с проблемой "стеклянного потолка", когда ты условно владеешь контейнером на рынке и можешь расширить свой бизнес до пяти контейнеров, но не в состоянии построить торговый центр. Для того чтобы выбиться вперёд, нужно"почковаться" не вверх, а по горизонтали.

Интересно, что одним из факторов, благодаря которому люди становятся предпринимателями, является наличие знакомых бизнесменов. Согласно зарубежным исследованиям, если в твоём окружении есть от 2 до 5 деловых людей, то вероятность твоего присоединения к ним повышается на 50%.

Тем временем демографический портрет казахстанского населения меняется. Средний возраст жителей страны сегодня составляет от 14 до 27 лет. И трудоустройство молодых людей является большой  проблемой для государства. Мы видим, что происходит у южных соседей – в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, где государство не может предоставить адекватную запросам молодёжи зарплату, и молодые люди вынуждены использовать свой потенциал на благо экономики других стран, в том числе России и Казахстана.  

И в этом плане развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) решает вопрос рабочих мест. При этом часто приходится слышать о том, что МСБ - основа экономики, в пример приводят Польшу, где доля МСБ – более 70%. Однако эти цифры, как и ВВП, не показатель высокого уровня жизни и довольства населения. К тому же, во многих развитых странах основной вклад в ВВП делают средний и крупный бизнес. Малый же бизнес необходим для адаптации к большой жизни той молодёжи, у которой есть амбиции.

Но сколько Казахстану нужно предпринимателей, в том числе молодых?

Большое количество бизнесменов в социальной структуре населения далеко не всегда свидетельствует о том, что это население живёт хорошо.

Опыт слаборазвитых государств показывает, что так называемые представители малого и среднего бизнеса – это торгующие чем попало и где угодно. В странах Африки и Азии такие предприниматели торгуют бросовыми вещами за 2 доллара. Поэтому нужно понимать, какие именно представители бизнеса нам нужны.

К слову, многие эксперты полагают, что не стоит разделять предпринимательство на социальные и возрастные сегменты. Хотя в стране есть социальные группы, которым необходима поддержка – предприниматели-инвалиды в силу ограниченных физических возможностей не всегда способны к тем или иным инициативам. И здесь открывается широкое поле деятельности для тех, кто чувствует в себе потенциал предпринимателя. В советское время практически в каждом городе действовали предприятия, на которых трудились, например, глухие и слепые граждане. Работа соответствовала их возможностям. Сейчас эта система работает слабо, и здесь нужна помощь предпринимательских ассоциаций, которая не только бы решила вопрос занятости, в том числе молодых людей, но имела бы важную социальную роль.

Ну а пока большинство нынешней молодёжи рассматривает свой бизнес в виде офиса, где они оказывают, например, престижные интеллектуальные услуги. Очистка септиков на ассенизаторском грузовике – это тоже МСБ, но желающих работать здесь гораздо меньше. У нас вообще много ниш, закрываемых представителями других стран.

Как бы там ни было, вопрос реализации потенциала молодёжи крайне важен. В противном случае  молодые люди становятся движущей силой переворотов.

Мне довелось быть в Кыргызстане в 2005 году, и когда я видел группу праздно сидящих и посматривавших на туристов парней, то чётко осознавал, что эту молодёжь можно легко поднять на революцию, что позже и произошло. Важно, чтобы молодой человек был занят, причём неважно, в каком качестве –  предпринимателя или наёмного работника. В благополучном обществе молодёжный потенциал должен находить выход в положительном смысле. А раскрытие этого потенциала на предпринимательской стезе - лишь один из вариантов.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров