Прямой эфир Новости спорта

Большой спорт и большая политика

Фото из Facebook
Фото из Facebook
После скандала в ФИФА мир вновь заговорил о связи большой политики с большим спортом. Я изучаю данную тему на протяжении десяти лет и уверен, что спорт и полити

Деньги, аплодисменты и скандалы

И спорт, и политика направлены на привлечение аплодисментов. Для спортивных и политических лидеров, демонстративно работающих на публику, важно не просто быть в первых рядах, а получить одобрение от значительной части общественности. При этом политики охотно идут на контакт со спортсменами, а те в свою очередь, нередко после завершения спортивной карьеры, выбирают политическую стезю. Как, например, боксёр Виталий Кличко, ставший мэром Киева. Или Николай Валуев, ставший депутатом российской Думы.

В эти дни набирает обороты коррупционный скандал в ФИФА, президент которой, Йозеф Блаттер, подал в отставку после 17-летней работы на этом посту. Понятно, что причина свежего скандала – финансовая: футбол приносит баснословные прибыли и собирает на стадионах и у экранов телевизоров миллиарды людей. В отличие от других видов спорта, например, пятиборья, которое с давних времён входило в программу Олимпийских игр и которое исключили из неё в наши дни.

Футбол – массовое зрелище, следовательно, в нём появляются политические ингредиенты.

Например, перед проведением последнего чемпионата мира по футболу Бразилию сотрясали массовые социальные протесты. А в 1969 году между Гондурасом и Сальвадором происходила шестидневная так называемая футбольная война, поводом для которой послужил результат матча национальных команд, несправедливый по мнению одной из сторон.

Сегодня некоторые эксперты называют обвинения США и Великобритании в адрес ФИФА провокацией, а также склонны усматривать в них следствие санкционной войны между Западом и Россией, где в 2018 году должен состояться очередной чемпионат мира по футболу. Да, для мировой футбольной общественности выбор России (где, по европейским меркам, значительны расстояния между городами, в которых будут сыграны матчи), а следом и Катара (чей климат явно не футбольный) местами проведения главных футбольных игр четырёхлетия порой кажутся специфичными. Как и аналогичный выбор ЮАР в 2010 году. В этой стране криминальная ситуация по сей день неблагополучная, путь из Европы – долгий, что ставило под вопрос такой важный пункт прибыли ФИФА, как поездка фанатов и туристов на чемпионат. Однако в случае с Россией и Катаром этот коммерческий аспект серьёзной проблемы для ФИФА не представляет. Европа, откуда прибудет основной фронт зарубежных болельщиков, - недалеко.

Последние события в ФИФА и ухудшение отношений западного мира с Россией в большей степени совпали по времени.

В начале года в международной федерации был ещё один инцидент, когда три крупных спонсора из-за несогласия с "неадекватной политикой" Блаттера разорвали контракты с организацией. Поддержка этих и ещё двух спонсоров приносила ФИФА полтора млрд долларов каждые четыре года. К слову, сам Блаттер выступал за разделение спорта и  политики.

Кстати, стоит вспомнить один примечательный факт.

Олимпийские игры 1936 года Адольф Гитлер всячески использовал для пиара и легитимизации нацистского режима.

И малопопулярные до того Игры после Берлина стали знаковым событием в мировой повестке дня после Второй мировой войны, к которому стали серьёзно относиться и рядовые граждане, и политики. До этого, к примеру, в начале XX века в Российской империи даже печатали объявления в газетах, чтобы привлечь спортсменов к участию в Олимпиаде.

Сегодня миллионы людей, в том числе политики высокого уровня, приезжают на Игры, чтобы показать значимость спорта для политики, а заодно продемонстрировать себя на фоне чемпионов.

С другой стороны, у этого явления проявилась и обратная сторона медали: на фоне развития спорта активизировался терроризм.

Впервые миллиарды людей стали свидетелями теракта на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году, когда было убито 11 израильских спортсменов и один немецкий полицейский. С тех пор спортивные мероприятия обеспечиваются повышенными мерами безопасности.

Кстати, сами спортсмены не раз демонстрировали миротворческие и другие социальные инициативы. Например, боксёр Мохаммед Али и футболист Пеле разъезжали с миссиями мира (или доброй воли) по странам и призывали разные противоборствующие стороны к перемирию.

Добро пожаловать, "спортарбайтеры"!

Что касается Казахстана, то и для него характерны мировые тенденции взаимоотношений спорта и политики. В зарубежных интернет-поисковиках ссылок на велогонщика Александра Винокурова множество. Не меньше, чем на Нурсултана Назарбаева. Примерно похожая ситуация с россиянами. Согласно местным рейтингам упоминаемости за рубежом, как правило, вслед за президентом и премьером большое количество ссылок у теннисистов.

Кто-то из известных спортсменов, по примеру зарубежных коллег, после финала спортивной жизни уходит в политику, как легкоатлетка Ольга Шишигина, ныне депутат Мажилиса.

У действующих представителей отечественного большого спорта в нашей стране вполне высокие шансы занять депутатское кресло или другую публичную должность.

Однако во взаимоотношениях спорта и политики у нас существует другая проблема – неразвитость командных видов спорта. На мировой арене Казахстан не добивался серьёзных успехов в этой области, а победы казахстанцев на чемпионатах мира или олимпиадах – это чаще работа индивидуалов, будь то боксёры, лыжники, тяжелоатлеты или кто-то другой.

Эта ситуация – важный показатель, требующий внимания. Как правило, чемпионами в командных видах спорта становятся представители государств, которые принято называть высокоразвитыми. А мы, кстати, стремимся в тридцатку самых конкурентоспособных государств. В Казахстане же многие являются противниками развития командного направления (как правило, более зрелищного), заявляя, что гораздо дешевле воспитать одного индивидуала, чем готовить сборную, допустим, по футболу, где,  как минимум, выступает 11 человек, не считая запасных. Плюс затраты на процедуру обеспечения игр – сборы, экипировка, поле и так далее.

При этом в отечественных футбольных командах зачастую играют легионеры, которые наряду с голами обеспечивают этому виду спорта зрелищность во внутреннем чемпионате. Но на мировых аренах выступают не "спортарбайтеры", а реальные казахстанцы.

Кстати, в покупке легионеров, на мой взгляд, значительно присутствует фактор здоровых амбиций, неравнодушное желание добиться лучших результатов.

К сожалению, в Казахстане клубные команды пока не являются самодостаточными коммерческими проектами, которые окупают расходы на продаже игроков, билетов, атрибутики. Они выполняют скорее социальную миссию, способствуя, в том числе, и укреплению патриотизма. А легионеры формируют престиж местного спорта следующим образом: в страну готовы ехать игроки более высокого класса, чем местные. И это даёт неплохие результаты, как например, в большом теннисе. Если мы не можем выдвинуть свои сборные по командным видам спорта на первые места, то хотя бы в плане клубного развития приглашение легионеров даёт, например, в футболе, гораздо большие шансы попасть на престижные площадки вроде Лиги Европы или Лиги чемпионов.

Миссия выполнима

В этом вопросе должна быть системная культура развития командных видов спорта. И успешные примеры плодов такой культуры в нашей истории имеются.

Недалеко от моего дома есть улица имени Эдуарда Айриха – одного из величайших, на мой взгляд, тренеров, который готовил алматинскую команду "Динамо" по хоккею на траве (в наши дни этот вид спора незаслуженно забыт, хотя он и является олимпийским). Благодаря заслуженному тренеру СССР Айриху "Динамо" завоевало Кубок европейских чемпионов и 15 раз победило в чемпионате СССР. На базе алматинской команды формировалась сборная Союза.

Иными словами, в стране реально создать эффективную сборную по тем или иным командным видам, другой вопрос: кто заинтересован в этом? Определённый вклад делается: например, хоккейная сборная РК недавно вышла в высший мировой дивизион. Другой вопрос, что людям, вкладывающим деньги в спорт, хочется быстрых побед здесь и сейчас. А это гораздо проще обеспечить индивидуальным спортсменам, чем сборным командам. Между тем, развитие командных видов спорта – показатель всесторонней развитости региона или государства.

В прошлом году в России фонд "Петербургская политика" опубликовал интересный рейтинг по развитию командного игрового спорта в регионах страны. В результате получилось, что первые места в нём заняли как раз те из них, где высокие уровень производства и зарплаты, показатели социального и культурного развития.

Допинг-фактор

Другая тема, объединяющая политику и спорт, – допинговые скандалы.

Хотя этот вопрос был более актуален для времён противостояния социалистического и капиталистического лагерей. Соцстраны, не обладая рядом конкурентных преимуществ на мировой арене, охотно демонстрировали успехи именно в спорте. К примеру, на Олимпийских играх в неофициальном рейтинге стран по количеству завоеванных медалей ГДР регулярно входила в группу лидеров после СССР и США. А первые громкие допинг-скандалы часто были связаны со спортсменами из социалистических стран.

В тот период на государственном уровне работала серьёзная технология допинговой поддержки, которую вели полузасекреченные организации.

Немало спортсменов из ГДР погорело на этой теме. Кстати, даже после развала социалистического лагеря, например, сначала румынская, а затем болгарская сборная по тяжёлой атлетике за допинг были в полном составе дисквалифицированы Международной федерацией тяжелой атлетики на Олимпийских играх.

Однако в большинстве сегодняшних допинг-скандалов трудно найти конкретный пример, когда причиной исключения спортсмена становилось бы недовольство политикой страны, которую он представляет. Такие инциденты носят скорее индивидуальный характер и не связаны напрямую с политической системой.

Люди, которые занимаются принятием решений в этой сфере, тоже ведут себя достаточно аккуратно и стараются не рисковать – спортивные чиновники очень не любят, когда внутриспортивные конфликты начинают завязывать на политику.

Хотя, надо признать, и они не безгрешны. Порой из-за судейских казусов спортсмены занимают одно первое место, как это случилось на одной из Олимпиад в парном фигурном катании со спортсменами из Канады и России, в результате многие граждане последней выказывали недовольство предвзятым, по их мнению, судейством.

Нельзя здесь не сказать о нашем прославленном велогонщике Александре Винокурове. Бренд "Вино" для западного мира ассоциируется с Казахстаном, и дисквалификация нашего велогонщика нанесла серьёзный удар по спортивному имиджу, который Винокуров, к его чести, достойно выдержал. Он вернулся и триумфально выиграл Олимпиаду в Лондоне. Велоспорт, как и атлетика, допингоёмкий вид спорта. Кроме того, список запрещённых препаратов огромен, и они могут содержаться в самых обычных лекарствах, а спортсмены могут не иметь допинг-умысла при их приёме.

Опасное смешение

Еще одна важная тема – политическая конкуренция, которая отражается на спорте. К примеру, в советское время футбольное дерби алматинского "Кайрата" и ташкентского "Пахтакора" в чемпионатах СССР было событием, на котором присутствовало высшее руководство республик. Эти матчи отражали собой борьбу за лидерство двух республик в азиатской части СССР. Не случайно первый секретарь компартии Казахской ССР был членом политбюро ЦК КПСС, а лидер Узбекистана – кандидатом в члены политбюро. Похожая ситуация была на Кавказе в противостоянии между ереванским "Араратом" и бакинским "Нефтчи". Однако в советское время политическая конкуренция не становилась причиной подкупа судей или игроков. Разве что последним, судя по воспоминаниям некоторых футболистов, выплачивали щедрые премиальные. Покупные матчи – больная тема для мирового спорта. За этим следят, виновных штрафуют и сажают. Но проблема не решается.

Пока в букмекерских конторах существуют ставки на результаты матчей, всегда найдутся преступные группировки, намеренные на этом заработать.

Завершая тему, подчеркну, что опасность смешения большого спорта с большой политикой заключается в том, что реальная спортивная конкуренция, основанная на практических физических результатах, подменяется политическими мотивами. Минимизировать это влияние достаточно сложно.

И напоследок, яркий пример того, как спорт ставят выше политики. Правительство Маргарет Тэтчер после афганских событий бойкотировало Олимпиаду 1980 года в Москве. Однако рулевой британской команды по гребле Беркли Мойнихен вместе с коллегами отправился на Игры и завоевал там серебро. "Железная леди" проявила мудрость и взяла лорда в свою политическую команду: Мойнихен стал министром по делам спорта, а после – министром энергетики. Впоследствии он издал труды на тему взаимосвязи большого спорта и большой политики.

Так что спорт – это не только гонка достижений, но и сфера важных поступков, которые порой влияют на политическую ситуацию в мире.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров