В этом году программа льготного автокредитования началась со скандала: желающих приобрести автомобиль, применяя льготный кредит, было не менее 125 тысяч, а выделили всего около 700 кредитов. И в результате за 18 секунд вся квота была выбрана.
Это вызвало крайне негативную оценку у всех, кто попытался принять участие. Так себе старт программы получился.
И такой негатив, как я вижу, продолжается до сих пор, потому что "вторая часть Марлезонского балета" так и не началась, хотя предполагалось, что будет распределение кредитов и в феврале, и в марте, и в апреле. Но в марте заявки не принимались, в апреле тоже ничего не произошло.
Что не так с программой льготного автокредитования
Почему в марте и апреле новые кредиты не выдавались?
Во-первых, сам механизм льготного кредитования, по моему мнению, оказался какой-то "кривой". Толпу из тысячи человек невозможно накормить одной булкой хлеба.
Во-вторых, эта программа работает по револьверному типу: заёмщики, кто уже взял кредиты, выплачивают потихоньку, и из этих денег выдаются новые займы. Может быть, пока не собрали нужную сумму. Может быть, операторы банков не обработали эти суммы. Никто об этом не говорит, никто об этом не знает.
Как влияет льготное автокредитование на рынок в целом
По дорогам Казахстана сейчас ездят около 4 млн автомобилей. Ежегодно только новых авто продается около 150 тысяч. Сколько подержанных – неизвестно, но по некоторым оценкам, около 700 тысяч. То есть, грубо говоря, около 800 тысяч автомобилей ежегодно крутятся на рынке Казахстана, покупаются и продаются.
А программа льготного автокредитования, если предположить, что в месяц 500-700 автомобилей по ней будет как-то реализовано, то это 5000 автомобилей в год на фоне 800 тысяч. Это, конечно, не уровень статистической погрешности, но всё равно мизерная доля, которая на рынок из 4 млн никакого существенного влияния не оказывает. И мы даже не заметим, что в течение года на казахстанских дорогах появилось 5-7 тысяч новых автомобилей, которые были проданы по этой программе.
Как можно было бы реформировать льготное автокредитование
На мой взгляд, эта программа изначально провальная. Раз уж желающих во много раз больше, чем число льготных кредитов, которые могут выдать, то пусть это будет настоящая лотерея. Но только такая, когда будут зарегистрированы и будут принимать участие все желающие. И методом случайной выборки надо отобрать сто счастливчиков.
Если желающих десятки тысяч, а у вас всего несколько кредитов, пусть даже несколько сотен, такие ситуации с 18 секундами будут повторяться. Поэтому допускать до участия надо всех (например, через ИИН, чтобы дважды зарегистрироваться не получилось) и ежемесячно разыгрывать в лотерею из 500 льготных кредитов без необходимости заходить на какой-то сайт и пытаться там в течение одной миллионной милисекунды что-то ввести. И тогда у людей не будет такого негатива.
Другого варианта я просто не вижу. В нынешнем виде система эффективно работать не сможет.
Нужно ли льготное автокредитование
В целом же я считаю, что никакие льготные программы не нужны. Просто дайте возможность всем людям покупать хорошие автомобили по разумной цене. И пусть наши так называемые автопроизводители конкурируют со всем миром.
Когда мы даём какие-то льготы нашим так называемым автопроизводителям, это не рыночный подход. По какой бы цене они ни выставили машины, мы будем вынуждены покупать, потому что других вариантов просто нет или они баснословно дорогие.
Если автомобили казахстанской сборки будут хорошими и по разумной цене, мы сами будем покупать безо всяких спецпрограмм.
А сейчас облагают огромными, дикими какими-то сборами ввоз автомобилей, из наших с вами карманов всё это вытаскивают, потом эти деньги передают автопроизводителям, и они довольны. У них рынок сбыта, постоянные продажи, они ни о чём не переживают и могут заряжать какие угодно цены. А страдаем от этого только мы, потребители. Потому что для нас цена автомобиля вырастает, возможность его купить снижается.
Я сторонник того, что не надо никаких льгот – дайте возможность всем покупать автомобили за разумные деньги. И пусть казахстанские автопроизводители конкурируют с другими производителями – китайскими, американскими, японскими. Мы, потребители, от этого только выиграем.
За все последние 15 лет этой сказки про казахстанский автопром мы так до сих пор никакой локализации в Казахстане не достигли, то есть практически ничего автомобильного мы не производим. За исключением разве что аккумуляторов, автомобильных ковриков и стеклоомывающей жидкости. Вот результат нашей 15-летней поддержки автопрома.
Вам также может быть интересно:
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5769
- 1
- 4
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5577
- 3
- 18
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2400
- 5
- 90
-
4❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2398
- 0
- 7
-
5🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2413
- 4
- 15
-
6📈 Денежная база Казахстана продолжает расти: что это значит для экономики?
- 2245
- 0
- 11
-
7⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2201
- 1
- 17
-
8⭐️Сверхгигант, прячущийся в "коконе": астрономы сделали первый крупный снимок звезды из другой галактики
- 2163
- 1
- 13
-
9⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2311
- 15
- 42
-
10🇺🇸Как хотят справиться в США с бюрократией: меньше бумажек – больше дела
- 2135
- 1
- 21