Прямой эфир Новости спорта

Фавориты, аутсайдеры и непотопляемые: кто на новенького?

Владимир Бахуревич
Владимир Бахуревич
После сегодняшней отставки Правительства возникают два ключевых вопроса. Первый: будет ли проведена масштабная реорганизация кабмина наподобие прошлогодней, в результате которой появилось пять мегаминистерств? Второй вопрос: сменятся ли лица на министерских постах?

Ещё до выборов Президент заявил о необходимости провести очередной этап реформы госаппарата. То есть заблаговременно была создана определённая основа для проведения возможных экспериментов в этом вопросе. На мой взгляд, здесь во главу угла должно ставиться понятие целесообразности. Правительство в своём нынешнем составе действует всего год. Но уже звучат предположения об очередных изменениях в его составе и структуре. При этом, как показывает практика, все пертурбации в Казахстане идут госаппарату больше во вред, чем во благо. После перестановок госаппарат в течение нескольких месяцев приходит в себя. Пока придут новые бастыки, пока приведут новые команды, пока поменяют таблички, перетрясут между собой сферу полномочий и локтями растолкают конкурентов, пробивающих дорогу к распределению ресурсов, проходит много времени.

Есть ли у Правительства такое время сейчас? Маловероятно. Этот год - сложный для казахстанской экономики, о чём говорили на всех уровнях. С точки зрения роста ВВП, 2015 год будет давать показатели намного хуже, чем прошлый. По официальным данным, в текущем году он составит 1,5 % против 4% в 2014-м. Не даёт поводов для оптимизма и ситуация в России. Курс рубля продолжает создавать проблемы для отечественных товаропроизводителей. На нас также влияет глобальная экономика, ситуация в Китае и ЕС, цены на нефть. Проводить в этих условиях очередную крупную реорганизацию кабмина, которая надолго выбьет госаппарат из рабочей колеи, похоже, нецелесообразно.

Те или иные кадровые перемещения в госструктурах в нашей стране происходят не по принципу профессионализма и способностей, а с точки зрения афиллированности людей к влиятельным лицам и группам давления, которые активно участвуют в кадровых вопросах. Можно предположить, что после сегодняшней инаугурации президента определённые элиты попробуют воспользоваться моментом при формировании нового состава Правительства и продвинут новых людей или укрепят позиции старых фаворитов.

Однако нынешний госаппарат при любом своём формате является неким тормозом для экономического развития страны. И это, кстати, уже стали признавать на госуровне.

Действующий бюрократический аппарат не способен реализовывать те неплохие экономические программы, которые разрабатывали в кабмине последние годы, потому что не приспособлен к инновационному мышлению и быстрому реагированию на внешние и внутренние вызовы. Чиновники слишком неповоротливы, консервативны и коррумпированы.

Так что если реорганизация Правительства и будет проводиться, то вряд ли она отразится на эффективности работы всего госаппарата. Нужно чётко понимать: структура госуправления уже страдает "деформацией вертикали". Есть Правительство, есть низовой и средний уровень бюрократического аппарата, есть региональные власти. И не всегда между ними выстроена эффективная система управления. Это является большой проблемой. Потому что вне зависимости от того, появятся ли в кабмине новые министерства или ликвидируются старые, - без модернизации низового и среднего уровня бюрократического аппарата, без налаживания эффективной работы между центром и регионами ни одна экономическая программа Казахстана не будет эффективно реализована.

Что касается прогнозов насчёт появления в правительстве новых лиц или возврата из тени прежних властных фигур, то они чаще напоминают тыканье пальцем в небо.

Наш кабмин состоит из фаворитов, потенциальных аутсайдеров и временно непотопляемых чиновников. Последних по непонятным причинам держат на постах, несмотря на то, что в их адрес давно звучит критика, а работа их ведомств не отличается большой эффективностью. Почему их держат – вопрос открытый.

В свою очередь, аутсайдеры – это больше исполнители, которых могут быстро переместить на другую должность без серьёзной потери для той или иной группы, и это перемещение никак не повлияет на баланс сил внутри Правительства.

Фаворитами являются люди, тесно аффилированные с теми или иными группами элит. Их вес и значение играют определённую роль в момент кадровых перестановок. Но последнее слово – в любом случае – остаётся за Президентом.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров