Прямой эфир Новости спорта

Дарига Назарбаева пришла в Правительство не в самый "шоколадный" период

из личного архива
из личного архива
Я бы назвал последние кадровые перестановки очень интересными. Впервые член президентской семьи получает такую должность. Стоит признать, что в отличие от других представителей этой семьи, Дарига Назарбаева имеет разнообразный профессиональный опыт. Начинала как business-women в медийной деятельности. Будучи лидером партии "Асар", соприкоснулась с публичной работой. Занимая должность вице-спикера нижней палаты Парламента, а также председателя комитета по социально-культурному развитию, ознакомилась с законотворческой деятельностью. Находясь в Парламенте, как лидер фракции "Нур Отан", она довольно активно работала по различным проектам, и хорошо была знакома с деятельностью Правительства. Сейчас ей выпал шанс показать себя в новой сфере.

После того как национальную валюту отпустили в свободное плавание, Президент заявил, что в свете негативных внутренних и внешних факторов Правительство должно приложить все усилия для поддержания социальной стабильности и экономического развития Казахстана. Естественно, что дочь Президента, как и все остальные члены Правительства, будет заниматься реализацией именно этих задач. При этом появление Дариги Назарбаевой под боком у Карима Масимова порождает вопрос о том, как будут складываться отношения между этими двумя весомыми фигурами в президентском окружении. Возможно, здесь мы опять видим традиционную политику Президента - везде создавать управляемый баланс сил.

Нурсултан Назарбаев
Фото с сайта http://www.kursiv.kz/
Нурсултан Назарбаев

Однако не стоит переоценивать это кадровое перемещение. Появление Дариги Назарбаевой в Правительстве вовсе не означает, что работа там сразу же улучшится. Нужно помнить, что Правительство - это лишь часть громоздкого бюрократического аппарата, который является главным тормозом в реализации многих государственных программ. И об этом наглядно говорят ежегодные пессимистические выводы счётного комитета. Поэтому я бы даже сказал, что её назначение на эту должность, довольно рискованный шаг. Ведь с учётом негативных экономических внешних и внутренних факторов Правительство будет постоянно находиться под мощным огнём критики. И уже находится. Причём как со стороны бизнеса и общества, так и со стороны самого Президента. Можно сказать, Дарига Назарбаева пришла в Правительство не в самый "шоколадный" период. Существует риск, что будут и провалы.

Как в своё время говорил президент США Джон Кеннеди, в китайском языке слово "риск" состоит из двух иероглифов: один обозначает опасность, другой - возможность. Получается, для Дариги Назарбаевой это - либо неплохая возможность проявить себя, либо риск потерять репутацию.

Кстати, не менее активно с Правительством сейчас взаимодействует Национальная палата предпринимателей Казахстана, которую курирует другой родственник Президента в лице Тимура Кулибаева. При этом в июле текущего года Глава государства в документальном фильме "С Назарбаевым о главном" сделал интересное заявление о том, что перед законом все равны, и ни его родственники, ни друзья не являются неприкасаемыми.

Есть ещё один немаловажный момент. Любые кадровые перемещения с участием членов президентской семьи или так называемой старой гвардии, особенно после президентских выборов, должны рассматриваться как тестовые подготовительные шаги, связанные с транзитом власти. Все хорошо понимают, что рано или поздно этот процесс в нашей Республике войдёт в более активную фазу. И в нём будут принимать участие самые приближённые к президенту люди, в том числе и члены его семьи.

Чисто гипотетически, вряд ли вызовет удивление, если дочь Президента вдруг займёт пост премьер-министра. Почему бы и нет? В последние годы хорошо видно, что Глава государства к чему-то её готовит, давая возможность набраться опыта на разных государственных постах. Кстати, это теперь касается и её сына Нурали Алиева, который в декабре 2014 года был назначен заместителем акима Астаны.

В любом случае, Президент уже не раз заявлял о том, что, может быть, в будущем президентская система трансформируется в президентско-парламентскую. И в такой системе фигура премьер-министра более значимая, ключевая, чем сейчас. А появление президентско-парламентской системы потребует серьёзной реформы избирательной и партийной сфер, без которой все парламентские выборы, в том числе и досрочные, будут напоминать топтание на месте. Именно поэтому мы сейчас должны обсуждать не тему досрочных парламентских выборов, а более важную проблему, связанную с тем, как сделать Парламент тем самым коллективным преемником, который во время транзита власти мог бы выступить одним из гарантов сохранения политической стабильности в стране. При нынешнем партийном раскладе это невозможно будет сделать.

Без появления новых авторитетных, электоральных политических партий, "новый" парламент будет продолжать напоминать нотариальную контору при АП. На этом фоне теневые элитные группировки будут играть более важную роль, чем официально зарегистрированные партийные структуры.

Что же касается новой должности экс-вице-премьера Бердыбека Сапарбаева, то здесь тоже всё относительно. С одной стороны, акимы у нас подотчётны Президенту, то есть Сапарбаев сменил своего шефа с премьера на Главу государства. В этом плане, позиция акима имеет и свои преимущества: наличие большей самостоятельности по сравнению с должностью вице-премьера, который часто является мальчиком для битья. Не зря же наших акимов часто называют "мини-президентами", которые превращают свои регионы в такие маленькие мини-государства. С другой стороны, степень ответственности акимов перед центром также возросла, так как Президент требует, чтобы регионы демонстрировали большую эффективность в реализации принятых экономических программ. К тому же тренды последних лет говорят о том, что антикоррупционная чистка началась и среди региональных бастыков, чаще как результат внутриэлитных разборок, а не желание сделать региональную власть более чистой.

В то же время, разговоры о новом разъединении уже созданных министерств и различных ведомств являются результатом лоббистской деятельности, то есть тех групп давления в элите, которые снова хотят перераспределить сферы своего влияния. Но любая реорганизация Правительства, отдельного министерства или ведомства на какой-то период времени всегда тормозит и без того малопродуктивную работу чиновников. Любая реорганизация порождает новые командные перемещения, делёжку сфер влияния и функций бастыков и их команд. На решение оргвопросов уходят месяцы, в течение которых они практически не работают.

Возникает вопрос: есть ли сейчас у нашего Правительства такая привилегия заниматься очередными реорганизациями, в условиях, когда требуется принятие оперативных решений, чтобы нейтрализовать большое количество внутренних и внешних негативных экономических факторов? По-моему, именно сейчас не время для этого.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров