Прямой эфир Новости спорта

Бандитский Казахстан

Если в Казахстане и проводились реформы, то с одной целью – поменять кадры на «жировых» местах, посадить своих людей, выбить новые деньги из бюджета. Как ни печально, но на этом реформы заканчивались. Как бы этого не произошло с нынешней реформой правоохранительной системы.

– Наша правоохранительная система далеко не идеальна. Раскрываемость зачастую делается для галочки, а форма полицейского у многих граждан вызывает недоверие и даже страх. Правоохранительные и судебные органы Казахстана нацелены на то, чтобы наказывать, карать людей, а не предотвращать преступления или тем паче реабилитировать тех, кто когда-то был осужден.

Помните в фильме «Бандитский Петербург» фразу криминального авторитета Антибиотика, мол, в нашей стране безопасно воровать вагонами, потому что, если украдешь велосипед – тебя посадят, а если украдешь целый вагон и «откатишь» кому надо, ты будешь на свободе и будешь купаться в икре. Вот в этом проблема у нас. К тому же и спецслужбы, и полицейские, и финпол за эти годы оказались в центре многочисленных скандалов. К сожалению, у многих граждан сложилось впечатление, что силовые структуры Казахстана работают не на защиту прав и интересов граждан страны, не на обеспечение общественной безопасности, а на защиту отдельных лиц и группировок. То есть превратились в какие-то преторианские гвардии и «мочат» друг друга, а никак не преступность, экстремистов или террористов.

А почему так? Думаю, проблема в том, что правоохранительная система с точки зрения финансирования всегда была второстепенной. Не секрет, сколько получает тот же самый следователь. Естественно, это толкает на взятки. Поэтому имидж полицейского таков, будто его работа – это махать «волшебной палочкой» и зарабатывать этим. Кто виновен в этом? Само государство. И это проблема не только и не столько силовых структур, сколько в целом политической системы страны, которая изначально создала такие правила игры. Невозможно, чтобы существовала хорошая политическая система и внутри неё работали плохие полицейские. Или наоборот. Все взаимосвязано. Те государственные структуры, которые определяют стратегию развития страны и в некоторой степени курируют направление развития правоохранительной системы, очень долго занимаются всем, чем угодно, но не реформированием.

Я считаю, что правоохранительная реформа не должна проводиться самими правоохранительными органами. Если всё замыкается на уровне структур, которые сами себя реформируют, то выходит черт знает что. Правоохранительная реформа должна идти вместе с увеличением общественного контроля. Наши граждане элементарно не знают, что на самом деле происходит в тюрьмах, СИЗО. Вспомните, сколько скандалов и конфликтов там было в этом году: бегства, попытки суицида и так далее. Люди должны об этом знать, иначе и данная правоохранительная реформа превратится в банальный «распил» денег и кадровые перестановки.

Аналогичны проблемы судебной системы. В действительности в Казахстане и законодательная, и судебная ветви подчиняются одной – исполнительной. Судейскую мантию, как и милицейскую палочку, многие воспринимают как хороший источник дохода. Однако и судьи, и полицейские должны сто раз подумать, прежде чем брать взятку. Государство должно создать им такие условия, чтобы они задумались: взять взятку или лишиться социального пакета от государства. Пока выбор будет делаться в пользу взятки, ничего в нашем государстве не изменится.

Во-первых, нужно, чтобы сами граждане участвовали в контроле за правоохранительной системой через те или иные НПО, политические партии, парламент. Во-вторых, пора провести в правоохранительной системе серьезную кадровую чистку. В ней много случайных людей: племянников, сынков, зятьков и т.д. Генералами становятся «сопляки» только потому, что за ними стоят «толкачи». Свои звездочки они зарабатывают не кропотливым трудом, не реально раскрытыми преступлениями, а благодаря «крыше». Это ненормально, что в Казахстане количество генералов скоро будет превышать количество рядовых. Думаю, что золотым кадровым фондом должны стать профессионалы любой национальности, любого возраста, но те кто, по крайней мере, имеет ту советскую школу и практику. Необходим сильный профессиональный резерв. Пусть это будут ветераны, но они хотя бы знают, как работать. Не нужно проводить здесь постоянное вливание молодых кадров, которые, извините, пришли сюда «бабки рубить». Вдумайтесь, не осталось ведь ни одной хорошей советской традиции в правоохранительной структуре, когда-то люди шли туда не потому, что это «жировое» место, а потому, что они считали это своим долгом и призванием. Они работали, и с самого низа делали карьеру, достигали больших результатов. В правоохранительной системе были уничтожены старые традиции, а новых – никто создал. Вместо этого мы взяли и придумали теневые схемы, когда человек в форме ассоциируется со взяткой.

В-третьих, финансирование. Бюджетные деньги должны идти не на повышение благосостояния наших генералов, а на повышение благосостояния рядового состава. Если будут реализованы и учтены эти три момента, только тогда правоохранительная реформа будет успешной. А все остальные телодвижения – имитация бурной деятельности и театр.

Все изменится только тогда, когда само общество будет участвовать в процессе реформирования. Тогда, когда мы, не боясь, сможем спрашивать тех же самых полицейских, судей и всех госслужащих о результатах их деятельности. Мы – налогоплательщики. За счет налогов они получают зарплату. Чиновники – это нанятые менеджеры, они работают за счёт народа и по идее во благо народа. Все встанет на свои места, когда гражданское общество не будет контролироваться государством, а будет тесно взаимодействовать с ним. Будет активно участвовать в реформах, в том числе и в реформировании правоохранительной системы.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров