Прямой эфир Новости спорта

Полоса раздора

Самая обсуждаемая в Алматы тема недели – "запуск в эксплуатацию" выделенной полосы по проспекту Абая для движения общественного транспорта. Перефразируя "День радио", "тема настолько животрепещуща, что, узнав её, вы тоже будете животрепетать!" С набором бранных слов и определений, которым награждают водители инициаторов и воплотителей в жизнь данного нововведения, можно ознакомиться в соцсетях, на форумах и в комментариях под любой статьей по теме. Возмущаются, конечно, водители. Разумеется, не автобусов. Я в данном случае попаду в меньшинство. Потому что мне эта полоса, как Эммануилу Гедеоновичу из того же "Дня радио", понравилась!

Я живу почти что на проспекте Абая. Станция метро в четырёх минутах ходьбы. У меня никогда не было автомобиля. Не потому что у меня нет денег – на машину или покупку "прав" – просто мне неинтересно вождение в рамках нашего безумного города. Поэтому я регулярно использую общественный транспорт – самостоятельно, начиная с 10-летнего возраста, когда в начале 1990-х познал все прелести проезда, сидя на перилах автобуса ЛиАЗ-677. Конечно, никуда не деться от вызванных такси и "мотористов", но, в отличие от многих своих друзей и знакомых, я знаю стоимость проезда в автобусе и метро, схемы многих маршрутов и не вздыхаю манерно: "Последний раз я ездил в троллейбусе десять лет назад…"

Последний раз я ездил в троллейбусе позавчера. Мне надо было забрать дочь с тренировки, я начисто проспал (надеюсь, её мать этого не читает) и, соскочив с кровати, рванул на Абая. Если раньше в час пик было проще нырнуть в метро, то теперь я рискнул прыгнуть в троллейбус – и был у Центрального стадиона через пять минут, в итоге, не опоздав. Обратная дорога заняла такое же время. Так и на что мне жаловаться?..

Но жалуются автомобилисты. Которые – почему-то – уже много лет считают, что город предназначен для них и только для них.

Сейчас это похоже на самозахват, от которого избавляются, а захватчики противятся. За не очень длинный промежуток времени вдруг оказалось, что можно парковаться на тротуарах, перекрывая пешие пути и выходы из подъездов, подгонять сигналами пешеходов на переходах и, снисходительно глядя из окон автомобилей в окна автобусов, считать себя чем-то лучше. В итоге автомобиль превратился в некую идефикс, а расставание с общественным транспортом – в переход из ада в рай.

Глупо всё это и смешно. Десятки тысяч точно таких же людей ежедневно ездят в автобусах, троллейбусах, метро и трамваях. И вот они получили маленькую привилегию, против которой тут же ополчились обиженные, чуть ли не люстрированные, по их мнению, автомобилисты. Они, видите ли, теперь в пробках будут дольше стоять.

Дилемма тут достаточно проста и уж точно не бином Ньютона: с одной стороны – малая плата за проезд, неудобства, но быстрота, с другой – комфорт, но комфорт и пробка. По-моему, всё справедливо.

Перефразируя другого знакового персонажа, а именно бургомистра из фильма "Тот самый Мюнхгаузен", да, скажу откровенно, меня тоже многое не устраивает в работе нашего акимата, я тоже со многим не согласен, в частности, я не в восторге от нашего общественного транспорта, но с выделенной полосой по Абая хорошо придумали. Многие, кстати, наверное уже не помнят (приезжие, бывает), что аналогичные полосы в советское время были на улицах Мира и Дзержинского (Желтоксан и Наурызбай батыра), и уже несколько лет есть на улице Джангильдина – да, они были устроены "против шерсти", но суть от этого не меняется: дорога для частного автотранспорта была сужена на одну полосу, и никто от этого не страдал.

Конечно, есть в этом проекте слабые места. К примеру, после улицы Байтурсынова в западном направлении вдруг появляется парковка вдоль дороги, съедающая одну полосу из трёх, а к театру имени Ауэзова естественным образом исчезает ещё одна полоса – ситуация тут в вечернее время будет похожа на штамп пограничной службы Сейшельских островов. Также, конечно, стоит открыть все полосы для движения любого транспорта в ночное время. Но в целом затея хорошая. В ней наконец-то чувствуется система: метро; выделенная полоса; уничтожение одних маршрутов по Абая, лишних; перенаправление или урезание до станций метро – других…

Единственное, в чем никак не видно прогресса – культура общественного транспорта.

К счастью, муниципальные автопарки постепенно отщипывают по чуть-чуть маршруты у парков частных. С такой динамикой последним осталось жить лет пять. Но проблема в том, что парки меняются, а водители остаются. Они кочуют, переодеваются в синюю униформу, но мозг не переоденешь. А "мозг" этот по-прежнему велит устроить гонку на дороге, подогнать впереди стоящего во всю дуду и судорожно рефлексировать ногами на тему педалей тормоза и газа… Источник этой проблемы – давайте будем откровенны – в том, что в водители идут не от хорошей жизни и не от большого ума, а обиду или неудовлетворённость стараются компенсировать ощущением собственной вседозволенности и крутизны. Когда акимат сможет решить этот вопрос (а решать тут придётся не методом "с работниками автопарка проведена разъяснительная беседа, до них доведены основные положения программы "Нурлы жол", - а увольнениями без права восстановления и судебными делами), тогда – может быть! – Алматы получит хорший общественный транспорт. Не на уровне Берлина или Лондона, но хотя бы Лиссабона или города Кингисепп Ленинградской области.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров