В столицу неожиданно пришла зима. Просто снег на голову начал падать и не остановился. И не то чтобы вероломно, но как-то некстати. Всё же было хорошо: осень как осень, ну дождик, ну снежок, гололёдик, а тут возьми и навали. Вроде готовились, реагенты покупали, машины новые, старые чинили, и начали даже ответный удар снегу наносить, но что-то упустили, и на тебе – столица замерла. Она как бы и раньше особо не двигалась, но тут – намертво. Да, видать, так, что премьер-министр не мог оставить ЧП без внимания и во всеуслышание отчитал акима города. Бакытжан Сагинтаев так и сказал Асету Исекешеву: мол, создаётся ощущение, что не было никакой подготовки. "Весь город встал, все опаздывают на работу". Потом слегка смягчился и уже напутствовал: "Это ваша первая зима в роли акима города. И первое испытание. Мы желаем вам, чтобы вы достойно вышли из этой ситуации".

Бакытжан Абдирович поступил как настоящий премьер – вопрос поднял, ответственного определил – ну тут без вариантов: во всём виноват аким, который вовремя не спохватился, дороги не почистил. В результате Сагинтаев поручения дал и пальцем пригрозил: чтоб такого не повторялось. Ну, а как ему реагировать? Коллапс, в котором оказалась Астана, навредил всем: на месте работы оказались вовремя разве что домохозяйки, которым никуда ехать не надо. Госучреждения и бизнес полноценно заработали в среднем на час позже.

При всём при этом "Казгидромет" сообщает, что снегопад в Астане не такой уж и сильный. Вообще, с 1 ноября и по сегодняшний день выпал всего 31 миллиметр осадков, проще говоря, три сантиметра. Если учитывать возможные перспективы холодной и снежной зимы, то это вроде как репетиция получается, и прошла она как-то скомкано. Виноват ли в этом аким? Не совсем. Конечно, нерасторопность коммунальных служб очевидна, но есть и другие причины.

Одна из которых – психологическая. Столицу парализовал страх первого снега. Середина ноября на севере страны – период, когда водители меняют привычки вождения, адаптируясь к новой нормали. Самые несмелые бросают руль, опасаясь гололёда, и возвращаются на дороги только по весне, появляясь из-под снега, их так и называют – "подснежниками". Из тех, кто остался, многие не успели "переобуться", но всё же выехали на дорогу. Естественно, общая скорость потока резко упала. Это проблема любого города, в котором полгода идет снег. Более того, даже там, где снег выпадает редко, при резком похолодании и обильных осадках наступает коллапс. Да что далеко ходить, Алматы в дни снегопадов превращается из очень медленно едущего в стоящий город.

Астана же – одна из самых холодных столиц мира, где даже прогноз – дело неблагодарное. При этом сам город неоднороден. Больше всего нареканий в старом городе, он и так стоит и зимой, и летом, а стоит проявится погодным аномалиям, движение останавливается вовсе. Правда, последние время встал и новый, который, казалось бы, лучше приспособлен к большому транспортному потоку. Но это, как показывает практика, только на первый взгляд. Пока Президент занимался генеральным планом и лично контролировал строительство каждого объекта, всё развивалось до удивления точно и выверенно, но стоило перестать отслеживать каждый шаг, как планировка новых инфраструктурных проектов левого берега, начала вызывать удивление у урбанистов. Город начал мельчить, если можно так сказать. Улицы стали делать узкими, максимум в три полосы, одна из которых занята припаркованным транспортом. Таким образом, Астана при всей своей новизне всё сильнее напоминает Алматы, и чем больше в ней населения, тем отчётливее схожесть, только вместо гор – правый берег.

Какие перспективы у Астаны? При существующих темпах строительства, с учётом транспортных решений, роста транспортных потоков, столица стоять будет всё дольше и дольше, а вместо вялотекущего затора появятся настоящие пробки, сначала такие, как в Алматы, а потом – как в Москве. При этом снег всегда будет источником хаоса. Как пример: в 2015 году в столице России случился сильнейший снегопад. Город встал на несколько суток. Пришлось предпринимать меры чрезвычайного характера. Москва в этом смысле не единственный пример. Сегодня стоит Санкт-Петербург, Усть-Каменогорск трёхдневный снегопад поставил на грань полного коллапса. Алматы везло последние два года: сильных снегопадов не было, но и те, что были, превращали часы пик в ад.

Опыт Москвы чрезвычайно важен для понимания инфраструктурного вызова, стоящего перед любым большим городом, и осознания, что будет, если не предпринять соответствующих мер. Как вам такой факт: каждый второй московский водитель справлял нужду в машине, и практически каждый возит спецсредства для этих целей, на всякий случай. И это несмотря на то, что практически все крупные магистрали Белокаменной имеют ширину в семь полос в одну сторону, устроены развязки, построены МКАД и строится ещё оно кольцо. Есть третье транспортное, специальные многоэтажные парковки, и просто разработана сеть стоянок. Хорошо налажена работа общественного транспорта, он прочно связан с пригородным. А город всё равно стоит.

Да, в московской агломерации живет свыше двадцати миллионов человек, это в двадцать раз больше, чем в Астане и в десять больше алматинской агломерации, но всё пропорционально даже площади городов, а значит, и проблемы будут одинакового масштаба. Даже количество автомобилей кратно населению. В Москве зарегистрировано более 5 миллионов автомобилей, в Алматы – чуть более 500 тысяч, а в Астане – четверть миллиона.

Так что ситуация в наших городах будет ухудшаться вместе с ростом населения, особенно если сами люди не будут меняться. Тем более важно это осознать в преддверии EXPO-2017. Количество гостей возрастёт в разы, и снега не понадобится, чтобы час, когда столица намертво встанет, пробил. Кто ездил по городу в дни проведения крупных спортивных или политических событий, поймёт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter