Евразия, если отсечь Западную Европу, регион уникальный. Именно здесь всё доведено до абсурда: если любить – то до гробовой доски, если умирать – то на миру, чтоб смерть красна была. Если стоять – то насмерть, до последней капли крови и "ни шагу назад"! Всегда найдётся, что позади и почему отступать некуда. Сдаться – позор! Человеческая жизнь – копейка. Солдаты – мясо, бабы новых мужиков нарожают! Пожалуй, в истории был только один человек, что бережно относился к своим – Кутузов, за что был воспет Толстым в "Войне и мире", а от остальных получил укор: например, от Лермонтова в "Бородино".

Помнится, во времена Второй Мировой войны, в одну из частей пришёл приказ: взять высоту. И вот несколько дней операция успеха не имела, хотя, по данным разведки, точка была не стратегического значения и удерживалась незначительными силами немцев. На место выехал офицер штаба, а по прибытию выяснил, что командир положил практически весь полк, потому что исполнял приказ дословно – солдатам лезть на высоту, прямо под пули. Прибывший офицер проблему решил за пару часов, отправив десант в тыл. Командира полка разжаловали, но потерь уже было не вернуть.

В Казахстанской экономике принят девиз: не отступать и не сдаваться. И не то чтобы экономический блок пересмотрел в детстве "Не бойся, я с тобой" или "Танцор диско" – просто так принято. Если сказал – держаться, пока уж не припрёт. За это время и петух жареный в голову три раза клюнет, и земля налетит на небесную ось, но казахстанский чиновник от сказанного не отойдёт. Доводы или призывы к здравому смыслу не возымеют действие. Только кризис, последствия которого более катастрофичны, чем имиджевые потери. Только он приводит к смене тактики, и аппарат вынужденно меняет стратегию.

Не залезая в дебри истории, вспомним сагу о девальвации 2015 года. Цена вопроса – экономика страны. У нашего главного партнёра, России, после падения цен на нефть, не мудрствуя, в два присеста отпускают рубль. Казахстан через своего председателя Национального банка заявил, что с тенге всё стабильно, и даже если российский рубль будут менять по 200 за доллар, тенге останется на уровне 180. Никакие аргументы, доводы, экономические выкладки не подействовали. Отток капитала лишь вызывал милую улыбку у Кайрата Келимбетова. Тысячи компаний обанкротились, не способные выживать при валютном диспаритете. Но это же рынок, кто-то всегда умирает. У нас крепкие резервы и надёжная стратегия, мы ареал спокойствия в бушующем мире девальваций. Дзен поселился под Астаной, а вместе с ним – и покой. Цена этого покоя – 20 миллиардов долларов. Тенге пришлось отпускать.

Новая история случилась накануне. Уже почти год цена на бензин АИ-92 в Казахстане и России отличается на заправках на 50 тенге. Зарегулированный дизель и того больше – на 90 тенге за литр. Министерство энергетики при этом хранит абсолютное спокойствие. Мантры читает: запасы топлива велики, цены подниматься не будут, страна может спать спокойно. Тем временем через границу утекают тысячи тонн солярки. И это в летний период, когда сельхозтоваропроизводители остро нуждаются в продукте и ощущают на себе нешуточный дефицит. В конечном итоге дизель стал исчезать и с заправок. Минэнерго столкнулось с реальностью, которая куда страшнее, чем репутационные потери. И вот уже вице-министр Асет Магауов выступает с заявлением, что его ведомство подготовило приказ о дерегулировании цен на летнее дизтопливо, текст уже размещён на сайте ведомства и после 10 дней обсуждения вступит в силу.

Интересно, что причины отказа от открытого государственного влияния на цены на дизельное топливо не связаны с либерализацией отрасли. Мера вынужденная, и очевидно, что идёт на этот шаг министерство с большой неохотой. Во всяком случае, за несколько дней до публичных дебатов пресс-секретарь Минэнерго Аскар Джалдинов писал в Facebook: "Тут в соцсетях и ватсапе начали вбрасывать информацию о якобы грядущем подорожании бензина всех марок и дизтоплива. Мол, скоро как подскочит, аж тяжко станет! Так вот, это ВРАНЬЁ! Минэнерго РК ничего повышать не собирается, потому как бензин марок АИ-92, 95, и т.д. регулируется самим рынком путём спроса и предложений. На сегодня рынок сам определил стоимость АИ-92 в 125 тенге за литр".

Так вот, причина, названная министерством, не отличается оригинальностью. Открытые границы с Россией и низкая цена на топливо стимулируют "серый" экспорт. При этом только сейчас профильное ведомство посчитало, что пришло время для снижения угрозы, потому как понадобились дополнительные поставки дизтоплива из соседней России, а соседи продавать топливо отказываются, ссылаясь на очевидный диспаритет и "контрабанду". Большинство будет право, если скажет, что высокая цена моторного топлива любого типа в России – результат невероятно высоких налогов, но суть от этого не меняется. Значительная разница в цене стимулирует отток. Более того, цена на топливо в Казахстане существенно занижена. Любые попытки поднять цену встречают сопротивление, и это при том, что рынок, как говорит министерство, либерализован в большей своей части. Получается, что цена на дистилляты – вопрос не экономики, а чистой политики.

Давая прогноз цены на дизель, вице-министр крайне осторожен. По его словам, 115 тенге за литр солярки на казахстанских АЗС вполне могут устроить все заинтересованные стороны, а значит, это можно считать негласным распоряжением, до какой степени министерству не больно. Так что ещё пара дней – и цена поднимется. Вполне резонно задаться вопросами: а достаточно ли адекватна цена и сможет ли она стать препятствием для нового приграничного бизнеса. Есть все основания предполагать, что вряд ли. Цена бензина на 10 тенге выше – 125 за литр, но это не мешает зарабатывать на разнице и перегонять сотни грузовиков, а тут такой подарок. Была доходность 90 с литра, будет 65. Даже при таком раскладе она крайне велика.

В конечном итоге всё это игры, и цена на бензин – комплимент. Государство готово подпитывать рынок, понимая, что рост цен и так слишком высок. Инфляция. Доллар вырос в цене, все услуги выросли, и только бензин стабилен, на радость всем. Это позволяет чувствовать уверенность. Всё бы ничего, но однажды система не выдержит и сломается, и тогда последствия будут куда хуже. Пока везёт. Министерство энергетики успевает раньше, чем кризис накроет волной, тут честь и хвала специалистам. Но вот вопрос: а если нет? А если затянем так, что вся страна выстроится в очередь за топливом, как недавно в очередь за газом? Ответов не даёт ни справочное бюро, ни история.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter