Во-первых, социальная проблематика: цены, тарифы, социальная защита, закредитованность и многое-многое другое. Тут, конечно, есть недоработки власти: социалкой почти два года никто не занимался. Только недавно было усилено это направление работы исполнительной власти, и поездки вице-премьера Гульшары Абдикалыковой с группой профильных министров по регионам уже дали определенный эффект. Пришло понимание проблем, сделанных ошибок, намечены конкретные меры по решению хотя бы части проблем.

Во-вторых, недовольство политической обстановкой, недовольство властью. Здесь ситуация несколько парадоксальнее: оппозиционные партии как явление по сути развалились. Причём развалились во многом по собственной вине. Последний рывок – невнятное маневрирование ОСДП: чего хотели-то сказать, спрашивается? Звучат обиды: власть не помогла сформировать оппозиционные партии, но это разве задача власти? Та до сих пор держит в реестре партий ОСДП и "Азат", хотя существование этих структур под большим вопросом.

Есть ещё один беглый олигарх, вещающий в социальных сетях с некими разоблачениями и требованиями. Но! – нужно учесть, что движет им две причины: личные обиды времён ещё приватизации, а кроме того, упомянутый олигарх периодически озвучивает компромат, присылаемый с бывшей родины, от бывших коллег и, видимо, не безвозмездно. И кому как не ему требовать перемен, просто цели с обиженными и недовольными немного не совпадают.

Идёт ещё и нагнетание ситуации со стороны одной сверхдержавы, задача которой – срыв коридоров экспорта китайской продукции через Центральную Азию. И неважно, что инструменты этого срыва апеллируют к национальным и религиозным чувствам местного населения. "Большая игра", знаете ли.

Всё это не отрицает и известных ошибок власти: коррупцию и неэффективность не вражьи голоса придумали. Здесь целый пласт работы, долгой и системной работы. Плакат нарисовать легко, пост написать – как плюнуть. Помнится, когда шло обсуждение реформы МВД, кто-то сказал: "Надо уволить всех полицейских и набрать новых". Очень дельное предложение, только объясните, где вы будете искать новых, других, правильных?

Тут нужно выстраивать механизмы контроля – общественного, ведомственного, политического. Полиция, как и всё остальное в стране, может хорошо работать – если научить и заставить. Надо только создать такие механизмы. Только вот проблема: всем (ну многим) хочется перемен вот прямо сейчас, немедленно. Кто-то не хочет платить по собственноручно взятому кредиту, кто-то не хочет отдавать землю китайцам, кто-то хочет "честных выборов" (но не хочет создавать партию, платить партийные взносы, создавать филиалы и т.д.).

А ещё есть такое понятие как "ветер перемен" – популяризированный в массовой культуре дух свободы и демократии. Мало кто из сторонников немедленных перемен помнит, как этот самый "дух свободы" привёл три десятилетия назад к распаду страны, в которой мы все жили, и массовому обнищанию населения. Мало кто задумывается, что этот "дух свободы" породил кровопролитные конфликты во многих соседних республиках.

Социологические опросы, проводимые в нашей стране, упорно показывают, что население обеспокоено больше социальной проблематикой, нежели политическими, национальными или религиозными вопросами.

Население не хочет революций: видели, помним.

С другой стороны, запрос на перемены есть. В конце концов – смена власти, с которой многие связывают решение многих проблем, накопленных за эти три десятилетия. Нужны реформы, нужна трансформация отношений государства и общества, нужны серьёзные меры по повышению эффективности работы государства. Можно ли это решить абстрактными требованиями? Сильно сомневаюсь.

Протесты против выборов, которые были озвучены на митингах, как минимум удивляют: есть разные кандидаты, и чем больше голосов получат кандидаты не от власти, тем больше даже несамостоятельные кандидаты могут влиять на власть. Сколько раз мы видели, как рвутся ниточки управления. А если в списке кандидатов нет тех, кого хотели бы видеть там протестующие, так это вопрос не к власти, а к самим гипотетическим кандидатам.

На мой взгляд, сейчас идеальное время озвучивать предложения, которые могли бы лечь в повестку дня нового политического сезона.

Власть должна, с одной стороны, жёстко, но без фанатизма пресекать несанкционированные митинги: мы слишком хорошо знаем, к чему они могут привести и кому это выгодно. А с другой стороны, необходимо наладить конструктивный диалог, не только с митинговщиками, но и с другими элементами гражданского общества. Хорошей площадкой для этого могут быть общественные советы, которые могут собрать предложения, обобщить их и предъявить власти.

Текст опубликован первоначально на личной странице Данияра Ашимбаева в Facebook

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter