Для чего это было сделано? Реформы, которые должны были пройти в мае и сентябре, было решено оптимизировать: сохранить кадровый состав и динамику, чтобы не терять темпа работы и сразу же приступить к реализации программы «Пять институциональных реформ». Сразу после формирования, точнее, переназначения Правительства, Президент создал Национальную комиссию по модернизации, на которую возложил выработку конкретной стратегии и руководство реализацией реформ.
Команда комиссии отчасти вызвала удивление, поскольку ожидался достаточно широкий состав – наподобие НКВД. С другой стороны состав оказался достаточно консервативен: премьер, руководитель АП, два вице-спикера, помощник президента, два замрука АП, министр экономики и ректор Назарбаев Университета, который, видимо, отвечает за "международное экспертное сообщество".
Ждать принципиально новых решений в экономической политике, думаю, не приходится. Во-первых, премьер, помощник по экономике и соответствующий министр, и так отвечающие за нынешнюю стратегию, остались и при своих постах, и в составе НКМ. Во-вторых, все базовые программы (ФИИР-2, "Нурлы жол", ДКЗ и ДКБ) и так уже работают.
Макроэкономическая политика в стране меняться не будет, а сама комиссия займётся наполнением новыми смыслами уже реализуемых вопросов.
Насколько известно, в составе Нацкомиссии созданы пять рабочих групп – по каждому из направлений программы: "Современное государство для всех", "Верховенство закона", "Устойчивая экономика", "Нация единого будущего", "Транспарентное и подотчётное государство". Вокруг них сформированы экспертные группы, выработан достаточно жёсткий график, и можно ожидать, что первые изменения будут инициированы в самое ближайшее время - ещё до конца нынешней сессии Парламента. Соответственно, и ожидаемые кадровые и структурные перестановки станут частью общей реформы.
Вопросы правовой реформы координирует замрук АП Талгат Донаков, политической – вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева, экономической – министр национальной экономики Ерболат Досаев. Работу по блоку "Нация единого будущего" возглавил заместитель руководителя президентской администрации Баглан Майлыбаев, который заметно укрепил свои позиции после успешной работы по координации внутриполитического блока в ходе недавних президентских выборов.
Несмотря на то, что в предвыборной программе Нурсултана Назарбаева большой блок был посвящён реформе госслужбы, в состав Нацкомиссии по модернизации не вошёл ни один из представителей структур, отвечающих за эту сферу. Ни профильный замруководителя АП, ни председатель Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, ни руководитель Регионального хаба в сфере госслужбы, ни ректор Академии госслужбы.
Общая координация работы возложена на премьер-министра, что говорит о намерении Президента провести не слишком радикальные реформы, сохраняя в целом преемственность курса.
Здесь, однако, можно заметить, что зампредом НКМ стал руководитель администрации президента Нурлан Нигматулин - пожалуй, лучший в стране специалист по организационно-кадровой работе, который на более чем высоком уровне провёл предвыборную кампанию и имеет огромный опыт по выстраиванию эффективных систем управления – на уровне региона, партии, Правительства и АП. Работа по повышению качества системы управления особенно важна в контексте того, что Президент в своей программе ввёл в систему базовых направлений тезис о "сильном государстве".
Общая координация работы возложена на премьер-министра Масимова, что говорит о намерении Президента провести не слишком радикальные реформы, сохраняя в целом преемственность курса. Карим Масимов, будучи относительно новым человеком на Олимпе страны, тем не менее, поставил уже рекорд политического долголетия, обеспечивая столь важный для Президента элитный, внешнеполитический и внешнеэкономический консенсус. И теперь именно ему доверено руководство выработкой стратегии, как уже принято говорить, второго этапа развития государственности.
Вместе с тем, без решительных шагов по повышению качества управления, ужесточения системы контроля над реализацией базовых госпрограмм, повышения ответственности аппарата, остальные реформы обречены на традиционную виртуальную жизнь – в мире конкурсов плакатов, пламенных речей, конференций, инфографики и флешмобов, к которым саботаж аппарата зачастую сводит президентские инициативы.
Если внимательно приглядеться к работе исполнительной власти, то налицо явная тенденция к минимизации ответственности, подгонке плана под фактический объём работ, а заодно и к чрезмерной коллегиальности. Можно обнаружить, что при том же Правительстве работает более полусотни различных комиссий и советов, которые, с одной стороны, размывают персональную ответственность, а с другой, отвлекают время членов Правительства, их заместителей, руководителей комитетов и департаментов, которые большую часть своего времени проводят на всевозможных заседаниях.
Без решительных шагов по повышению качества управления, ужесточения системы контроля над реализацией базовых госпрограмм, повышения ответственности аппарата остальные реформы обречены на традиционную виртуальную жизнь.
По крайней мере составы комиссии теперь хоть не персональные, а должностные – при прежней схеме зачастую возникали такие ситуации: пока вопрос о замене одного вице-министра на другого проходил через все инстанции и оформлялся постановлением, на это место уже успевал прийти третий. Поэтому особенно важно провести реформирование системы. Конечно, сложно назвать политическую, административную или кадровую реформу, которая бы не проводилась в стране за последние два с половиной десятилетия. Но от этого необходимость в них отнюдь не отпадает.
Есть и другая проблема: необходимость сочетания жёстких и прагматичных шагов по всех сферах – кадровой, политической, конституционной, экономической, языковой, фискальной, социальной, миграционной, национальной, научно-образовательной – с необходимостью грамотного политического манёвра, рассчитанного как на внешних, так и внутренних наблюдателей, которые достаточно однобоко или одноцветно оценивают любые инициативы Астаны. Но надо помнить, что казахстанское руководство на таких манёврах собаку съело...