В Казахстане любят определённый символизм в цифрах: 30 корпоративных лидеров, 100 школ, 100 больниц, 2030, 2050. Теперь – "100 шагов". Многие концепты документа не новы: что-то было озвучено в программе "Нұрлы жол", что-то – в "Казахстан-2050". И при детальном анализе "100 шагов" встаёт вопрос оптимизации уже существующих госпрограмм, о которой говорил Президент. Тот же "Нұрлы жол" является ведь и новой экономической политикой, и новой государственной программой. Ещё есть ПФИИР-2, "Дорожная карта занятости", "Дорожная карта бизнеса". А ранее озвученная программа "Мәңгілік ел" – это и новая национальная идеология, и одновременно часть 100 шагов.
Так что с появлением "5 реформ" и "100 шагов" даже опытный госслужащий несколько "зависнет", переваривая, что является приоритетом, какую программу мы в данный момент реализуем, что является частью чего, куда сдавать статистику и отчётность.
Какой орган будет заниматься контролем исполнения шагов – тоже не совсем ясно. Создана Нацкомиссия по модернизации, рабочим органом назначена канцелярия премьер-министра, но, насколько можно понять, ревизии будет подвергнута вся система государственного контроля – Счётный комитет, финконтроль... Так что вопрос с проверяющими пока остаётся открытым, как и с синтезом всех имеющихся госпрограмм.
При этом существует риск дальнейшего размножения госпрограмм, но вопрос скорее будет лежать в терминологической плоскости – что останется программами, что будет названо стратегией, а что "дорожной картой" или планом реализации. А поскольку ревизии, как уже было анонсировано, подвергнутся стратегические планы министерств, думаю, госаппарату предстоит весьма весёлое лето.
Почему Президент представил пошаговую инструкцию для госаппарата? Если чиновнику ставить вопрос в целом, например, о диверсификации экономики или улучшении инвестиционного климата, то он, как правило, откликается флэш-мобами, конкурсами, шествием министерских работников с плакатами в поддержку соответствующей госпрограммы. А "100 шагов" – это относительная конкретика, за которую с чиновников будет спрос, касается ли это развития образования или строительства нового аэропорта под Алматы. Но если одни темы являются объективно актуальными, то другие вызывают дискуссию.
Как, например, переход от НДС к налогу с продаж. Данный шаг вызовет проблемы с внешней торговлей, и его воплощение необходимо будет согласовать с нашими внешнеторговыми партнёрами.
Другие шаги также требуют соотнесения с обязательствами страны, с конституционным и международным законодательством. И при их реализации крайне важно не сорваться в кампанейщину и не усугубить хаос, который может возникнуть только потому, что чиновники ещё не поняли, что к чему относится.
В программе также заявлено о создании финансового центра в Астане, по которому ожидается не только перевод Нацбанка и Казахстанской фондовой биржи из Алматы в столицу, но и переход на отдельную систему судопроизводства на основе англо-саксонской модели. Это потребует корректировок законов о судебной системе и статусе судей, Нацбанке, фондовой бирже. По программе предполагается и преобразование частных вузов в некоммерческие учреждения образования, приватизация госсистемы здравоохранения, что также может иметь разные оттенки. Если только, конечно, те или иные положения не подразумевают конкретных фигур или компаний.
Таким образом, за каждым из "100 шагов" подразумевается огромный пласт работы.
По большому счёту, каждый из шагов сам по себе является отдельной программой. Но программы, как мы слышали, было велено сократить и синтезировать.
Под документ, скорее всего, будет проведена определённая реорганизация и перераспределение полномочий в госаппарате. Хотя при желании вопросы можно решить и при действующем формате.
В "100 шагах" заявлено о формировании профессионального госаппарата и переходе на оплату труда чиновников по конкретным показателям. Проблема в том, что труд не всех госслужащих возможно оценить по конкретному объёму работы. Понятно, что министр отвечает в целом за отрасль, аким – за регион, но то сокращение госаппарата, которое было проведено в стране в прошлом году, наделило некоторые министерства ответственностью за целый спектр отраслей. К примеру, Министерство нацэкономики отвечает и за антимонопольную работу, и за госматрезерв, и за защиту потребителей. Министерство инвестиций и развития – за промышленность, транспорт, СМИ. При этом определить человека, ответственного за конкретное направление, сложно. Не стоит забывать и о том, что огромный объём полномочий находится в квазигосударственном секторе – нацкомпаниях и госхолдингах.
В стране вообще часто возникают ситуации, при которых министерства отвечают за реализацию вопросов, находящихся на пределе их полномочий. При этом ведомства не имеют рычагов управления институтами развития или нацкомпаниями, которым отдаётся реализация того или иного плана, а регионы, где эти планы должны воплощаться, имеют совершенно другие задачи.
В этой связи сравнение некоторыми экспертами "100 шагов" с советской плановой системой представляются некорректным. Тем более с учётом высокой зависимости Казахстана от внешней конъюнктуры, и уже тем более с принципиально некачественным планированием и контролем. Например, мы с помпой перешли на 3-летний бюджет, но каждый год он подгоняется под фактические показатели. За год минимум трижды меняется закон и многократно меняется постановление Правительства, детализирующее бюджетные статьи. В прошлом году окончательные бюджетные программы были утверждены 30 декабря – за день до окончания года.
С юридической точки зрения ни одна проверка не подкопается, а то, что план подогнан под фактическое исполнение – никого не волнует. Лет 60 назад за такие вещи расстреляли бы, но сейчас это в порядке вещей.
Резюмируя, отмечу, что весь инструментарий для реализации "100 шагов" в стране имеется. Теперь вопрос в том, чтобы заставить всё это работать. Если сделать это хорошо, то можно досрочно осуществить 100 шагов, если спустя рукава – то через год можно отчитаться о реализации этих шагов и придумать 200 новых. Это вопрос политической воли, желания и умения работать, распределять полномочия и ответственность, а также контролировать ход исполнения президентских поручений. Кстати, данный аспект был поднят в "5 реформах", но в "100 шагах" соответствующий пункт почти выпал. Хочется надеяться, что "100 шагов" не повторят опыт предыдущих госпрограмм, канувших в Лету.