Два обстоятельства сдерживали меня от публикации о ситуации, имевшей место ещё 21 июня.
Во-первых, не было желания наносить удар по чести и особенно по коммерческим интересам Air Astana в период EXPO.

Во-вторых, не терял надежды получения официальных извинений со стороны компании за неадекватные цены и плохой сервис в бизнес-классе.

EXPO закончилось, извинения не поступили. Но желание призвать компанию "официального перевозчика EXPO-2017" уважать интересы своих пассажиров сохранилось.

Ещё 12 июля на Facebook опубликовал пост относительно странного меню в бизнес-классе этой компании. Прошло достаточно времени для получения извинений от руководства компании за этот случай, но этого не произошло. Напротив, был комментарий от мадам, отвечающей за PR, в котором она без всяких извинений за меню, ограничилась рекомендацией покупать билет в предварительном порядке.

Итак, история. Я никогда раньше не пользовался самолётами "Эйр Астаны" для полёта в Астану или в Алматы на международных линиях. Достаточно было качественного сервиса и комфортабельности в салонах Lufthansa или KLM.

Как приглашённый гость на один из форумов в Астане ещё 26 мая получил электронную версию билета от организаторов форума на полёт 21 июня именно на Air Astana. Практически за месяц до полёта я был зарегистрирован как пассажир авиакомпании. Но поскольку билет был в экономический класс, я решил сделать апгрейд на бизнес-класс. Обратился по телефону к представителю Air Astana в Париже – мадам Sofiya Gorbach Safa. Она, изучив мою просьбу, сообщила, что доплата за апгрейд будет составлять 2647 (!) евро. Однако за день стоимость билета возросла до 3937 евро и 46 сантимов. За пару дней уик-энда. На моё удивление Софья ответила, что вот такая ценовая политика: да, вы просили зарезервировать, но вы не оплатили. Компания "Эйр Астана" имеет право менять цену билета по своему усмотрению до факта оплаты.

Взлёт цены Софья объяснила высоким сервисом и загруженностью салона в день возвращения, 9 июля. Кстати, забегая вперёд, скажу: 9 июля в салоне бизнес-класса на 16 человек было занято всего 5 кресел. 11 пустовали.

Я загорелся желанием всё же разгадать секрет такого взлёта цены. Возможно, это кабина, которую я ни разу не встречал в других компаниях. Наверняка закармливают пассажиров бизнес-класса чёрной икрой и белугой под французское шампанское эксклюзивной марки Dom Perignon! На худой конец, ожидал "Вдову Клико" (Veuve Clicquot).

Интрига полнейшая. Она меня захватила, и я стал владельцем вожделенного билета. Должен же я видеть собственными глазами уровень высокого сервиса родной компании, чтобы возгордиться и затем рассказывать французам!..

Обычно после оплаты сразу же на почте появляется электронная версия билета для распечатки. Здесь наступило затишье, и только после моего повторного запроса на следующий день, 6 июня, мне скинули мой авиабилет.

И вот я на борту самого дорогого в мире салона бизнес-класса. Кабина новая, но кресла не имеют стандарта современных бизнес-классов. Когда вы раскладываете кресло, оно оказывается под большим углом, и ваши ноги свисают где-то в воздухе. Подобными креслами сегодня оборудованы салоны экономического премиума. В бизнес-классах других компаний при полёте на такие расстояния кресла раскладываются полностью. В горизонтальных креслах летал на Lufthansa, Air France, не говоря о королевских условиях, когда вы полностью изолированы от соседей своим отсеком, на Emirates и Japan Airlines. К тому же там вам предлагают матрац.

На обратном пути кресло напоминало далёкие 90-е годы с дополнительным механизмом, который ты должен дёргать, как на катапульте (фото этого механизма как ноу-хау на борту Air Astana сохранил себе в файле "Кунсткамера").

К тому же в обоих направлениях кресла и салон бизнес-класса не были оснащены современными видеомониторами. Пришлось довольствоваться Ipad старой марки, экраны которых уже потеряли качественные параметры и вызывают зрительное напряжение.

Бедность выбора фильмов. Под новыми числились фильмы полугодовой давности, которые я уже просмотрел на бортах других компаний в марте (Royal Maroc) и в мае (Japan Airlines). Обрадовался было, обнаружив рубрику "Казахские фильмы". Но там было всего три названия и не было фильмов Ермека Турсунова.

Чтобы убить скуку, попросил включить на мониторе впереди маршрут полёта. Ответ был лаконичный: система вышла из строя. Возник страх: туда ли летим?

Уместным будет напомнить, что самолёты компании на борту имели эмблему EXPO-2017 и компания представлена официальным авиаперевозчиком выставки! Накануне открытия EXPO-2017 я написал статью "Ода EXPO", воспевая открытие выставки и призывал соотечественников быть на высоте и показать отличный сервис гостям ЭКСПО без повышения стоимости услуг повсюду. (Ода ЭКСПО: шанс показать миру лучшее в нас).

Всем запомнился случай, когда в Астане был установлен факт завышения стоимости проезда таксистом, и он был осуждён общественным мнением, что вынудило его вернуть деньги пассажиру. Там речь шла о каких-то тысячах в тенге. А здесь "хулиганство" с ценами шло на тысячи евро или сотни тысяч тенге, и без каких-либо оснований на это.

Несколько слов о меню. Что произошло, когда я возвращался в Париж, я уже описал. При полёте в Астану я выбрал в меню рыбу, но мне сразу сообщили, что рыба уже закончилась. Но после отказа от других блюд мне всё же принесли рыбу (из резерва?..).

Теперь несколько ценовых сравнений на международных линиях.

За более низкую цену в 3600 евро в мае этого года летал бизнес-классом Japan Air в Токио и обратно. Общая протяжённость полета – 12 часов в один конец. В полёте кормили по потребности на базе ресторанного меню с широким ассортиментом рыбных блюд. При этом обеды и ужины вам предлагают в удобное для вас время. С "Вдовой Клико".

Запомнился 17-часовой полет на остров Бали за 3 тысячи евро бизнес-классом с горизонтальными креслами на Emirates . В полёте три раза предлагали горячие обед и ужин. На борту отличный набор спиртных напитков, включая шампанское "Клико". "Вдова" для меня стала показателем уровня сервиса. Кстати, лимузины компании бесплатно забирают вас из дома и потом они же вас бесплатно доставляют домой при возвращении. Сейчас за 3900 евро Emirates предлагает полёт в Австралию (Мельбурн). Продолжительность полёта 23 часа. За цену перелёта одного пассажира в Air Astana ирландская компания предлагает полёт в Нью-Йорк 17 пассажирам! Экономическим классом. Это значит 7 часов полёта и 17 обедов, не считая напитков.

Вот такие пироги на борту Эйр Астана. Кто контролирует ценовую политику этой компании? Не позорится ли страна, вынуждая пассажиров платить заоблачные суммы, когда они не имеют альтернативы.
Что представляют собой сантимы, которые постоянно сопровождают стоимость билета: точность расчёта до сантима или иллюзию справедливости цен?

И не является ли всё это основанием для подачи иска в международные суды?..

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter