Мы уже научились инвестировать средства в образование своих детей, в постоянное повышение своих профессиональных знаний, в свою старость путём накопления средств в пенсионном фонде. Мы страхуем своё имущество и бизнес от непредвиденных ситуаций. Но по сей день для многих из нас является непривычным инвестирование в своё здоровье. Поэтому я считаю важным и нужным внедрение обязательного медицинского страхования, целью которого является повышение ответственности граждан за своё здоровье, а работодателей - за здоровье своих работников.
Но прежде, чем говорить о введении обязательного медицинского страхования в Казахстане, необходимо понимать, что практически нигде в мире нет совершенной системы оказания медицинских услуг.
Ни в одной стране граждане не могут сказать, что стопроцентно довольны обслуживанием. И это неудивительно, ведь это та самая сфера, которая постоянно совершенствуется, развивается, в общем, не стоит на месте. Это та самая отрасль, которая в любом государстве требует огромных затрат. Недаром же в народе говорят: "Здоровье не купишь ни за какие деньги".
ВОЗ, к примеру, рекомендует выделять на здравоохранение не менее 10% от ВВП. У нас в советское время выделялось 6%, а современный Казахстан только подходит к отметке 4%.
США, где развита частная медицина, где колоссальная поддержка социально уязвимых групп, на здравоохранение выделяют целых 15% от ВВП. Но посмотрите: недовольных системой медицинского обслуживания граждан и там ничуть не меньше, чем у нас.
Давайте вспомним 90-е годы, когда в Казахстане внедряли обязательное медицинское страхование. Был создан фонд, куда отчисляли средства: из государственного бюджета - за безработных, инвалидов и пенсионеров, а работодателями - за своих работников. Правда, просуществовал он совсем недолго. Время было не совсем удачное: развал Советского союза, разрыв всяких экономических связей. В то время количество безработных увеличивалось, пенсии и зарплаты не выплачивали месяцами, и государство просто не смогло потянуть на себе этот груз обязательных медицинских отчислений. Ну и, конечно же, имела место коррупция.
Справка: Экс-глава ФОМС Талапкер Иманбаев вошёл в историю Казахстана как символ крушения системы обязательного медицинского страхования. В 1998 году он покинул пределы Казахстана, а в 2001-м его заочно приговорили к 9 годам лишения свободы за хищение денег фонда. Куда делись деньги, история умалчивает. Сам обвиняемый утверждает, что все деньги остались в Казахстане и за границу вывезены не были.
Казалось бы, за это время многое изменилось. Казахстан окреп, стал сильным независимым государством, поставил себе большую стратегическую задачу - войти не только в 50 самых развитых государств, а даже в 30. Однако экономика осталась сырьевой. Значит, зависимой. В стране, что ни день - то коррупционный скандал. Ярким примером тому - истории с ЭКСПО, с Олимпиадой. Вроде бы идёт активная борьба в этом направлении. Кажется, будто бы не осталось касты неприкосновенных, сажают всех: от премьер-министра до акима. Но, тем не менее, коррупции меньше не становится. Риск того, что народные деньги могут просто умыкнуть без следа и следствия, существует до сих пор. И очередной ФОМС, в котором будут аккумулированы все перечисленные казахстанцами средства, не гарантирует, что история не повторится.
Кроме того есть другие опасности: наличие теневого бизнеса, когда работодатели выплачивают зарплату в конвертах. В этом случае часть тех денег, которые должны пополнять бюджет ФОМС, просто уходят в теневой оборот, и это, несомненно, ударит по фонду.
Помимо коррупции и теневой экономики мы должны ещё определиться с тем кругом лиц, которых считаем не безработными, а самозанятыми. Кто за них будет платить? Они сами? Может, они сразу станут безработными? Их сегодня ни много ни мало - 2,5 миллиона.
К примеру, я знаю одного студента, которого просят принести справку о трудоустройстве в обмен на диплом. Учебное заведение таким образом улучшает свой имидж за счёт "трудоустроенных". Но что делают студенты? Многие просто открывают ИП, которое на самом деле не даёт никаких доходов, и сдают отчёты "по нулям". Но его считают самозанятым. Получается, мы сами себя обманываем?
Прежде чем вводить обязательное медицинское страхование, необходимо выяснить, сколько у нас реально работающих людей. Сколько из них получают зарплату в конвертах? Сколько безработных? Сколько у нас социально уязвимых граждан? Как будет работать система обязательного медицинского страхования? Кто будет контролировать работу ФОМС?
В первую очередь, необходимо решить все эти вопросы. Для этого мы должны опираться не только на государственный аппарат, но и на общественность, повышать информированность населения, вовлекать в общественный контроль.
Государство, в свою очередь, принимая очередную программу или закон, должно не просто спускать эти важные документы сверху вниз, а привлекать общество к участию, обсуждению и принятию решений. Причём не для галочки, а учитывая и принимая точку зрения общественных представителей. Только при таких условиях возможно решение указанных проблем.