Тема, которую я сегодня затрону – очень неоднозначна для нашей семьи. Сложно быть объективным, когда то, что возмущает с профессиональной точки зрения, сделало тебя счастливым в личной жизни.

Моё знакомство с будущим мужем как раз и состоялось в одной из НИШ, и он был приглашенным учителем из Соединенных Штатов. Надо сказать, что я абсолютно против найма иностранцев в школы на таких условиях, на каких они нанимаются сейчас. Это унизительно для казахстанских учителей, это не всегда польза для детей и вообще трата немыслимых средств. И это, в конце концов, нерациональное решение кадрового вопроса.

Рекрутингом иностранных педагогов занимаются такие компании, как Teachanywhere, TIC (Teacher International Consultancy), Search Associates, International House – крупнейшие холдинги в мире, специализирующиеся на подборе персонала. Чтобы попасть в школы Казахстана, кандидату необходимо иметь как минимум степень бакалавра по предмету, который он собирается преподавать, педагогический стаж, пройти проверку на судимости. Заключительный этап – собеседование с представителями администрации Автономной организации образования "Назарбаев Интеллектуальные школы". Подают заявки на вакантные должности тысячи учителей со всего мира, попадают в штат – сотни. Приблизительно одна пятая педагогического состава НИШ – учителя из Северной Америки, Южной Америки, Кении, ЮАР, Филиппин, Новой Зеландии и так далее.

Чем же привлекателен Казахстан для иностранных учителей? Деньгами, деньгами и ещё раз деньгами. Да, они все в интервью говорят, что им интересна идея обмена опытом, они жаждут познать мир, говорят о культурно-социологических аспектах проживания в другой стране. Но кто бы из них приехал на среднюю учительскую зарплату казахстанского педагога?

Поэтому им платят по высшему разряду: от 4 000 и выше. Иностранный завуч, по моим данным, может получать около 9 000 долларов. Им оплачивается арендное жилье до 1000 долларов. Они, насколько мне известно, получают "подъёмные" 2 000 долларов по прибытии. А если учитель согласен ехать в "глушь" – не Астану или Алматы, то бонусом будет ещё пара тысяч. Захотел полететь домой – дважды в год АОО оплатит его билеты на самолет ценой до 10 000 долларов США. Заманчиво? Конечно. Плюс пятидневка и статус неприкасаемых в коллективе. Как должен чувствовать себя казахстанский учитель, который от силы 500 долларов со всеми премиальными в месяц заработает, а его ещё загрузят так, что света белого не видно, и попрекнут сто пятьдесят раз на планерках этими деньгами?

Когда иностранцев берут в НИШ на работу, им говорится, что они должны делиться опытом и помогать местным учителям в достижении учебных целей, ведь эти самые местные учителя застряли в системе 1950 годов, и их нужно учить. Мой муж был шокирован, когда увидел не отставших в педагогике и времени работников образования, а компетентный и профессиональный коллектив школы, куда он был принят на работу.

В свою очередь, я тоже была шокирована, когда иностранный завуч собрал местных учителей, чтобы прочитать нам лекцию о "современных" методиках. С помощью переводчика я-таки донесла до него мысль, что вообще-то у нас в стране шикарные курсы повышения квалификации для работников образования, что мы владеем многими приёмами и техниками, и что мне вообще непонятна миссия иностранцев в школе. На том и разошлись. Но проблема осталась.Она заключается в том, что нанятые из-за рубежа педагоги не несут никакой пользы казахстанскому образованию. Ведь в чем их задача? Во-первых, они заявлены как носители английского языка. Хорошо. Но сколько native speakers было нанято за всю историю НИШ? Мало. Основной контингент – учителя Африки, Мексики, Филиппин с очень своеобразным английским языком. К тому же, в Казахстане в школах преподаётся британский английский, поэтому американцы тут тоже не много пользы приносят.

Чему ещё они учат казахстанских детей, чему не может научить отечественный учитель? Какими такими невероятными навыками владеют иноземные учителя, чем не могут овладеть казахстанские педагоги? Среди всего прочего, они преподают очень смутный предмет Глобальные перспективы. Что в этом предмете неподъёмного для местных педагогов? Казахстанские учителя могут преподавать всё, особенно в НИШ. Только вложитесь, наконец, в них, а не в экспатов. Вложитесь в их образование, позаботьтесь об их социальной защищенности, подумайте о поощрении. А то ведь казахстанские педагоги имеют только два стимула: наказание и как поощрение – отсутствие наказания.

В текущем учебном году из-за рубежа были приглашены 30 педагогов. Простая математика подскажет, насколько управляющая компания АОО НИШ заинтересована в иностранных учителях. Но вопросы администрации АОО задавать бесполезно, и МОН РК также. Все вопросы снимаются Законом Республики Казахстан О статусе "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд". Только вот какой закон защищает право казахстанского учителя не быть ущемлённым?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter