…Дальше можно не читать. Ибо речь пойдёт совсем не о том. А этот типовой заголовок обычного "рейтингового материала" я придумал лишь в качестве характерной наживки, на которую с одинаково жадным удовольствием клюют не только равнодушно-наивные тинейджеры (сиречь, недоросли), но и солидные потребители массовой информации с многолетним стажем потребления.

Завлечь читателя любой ценой и любыми средствами – вот сверхзадача современных масс-медиа, вынужденных перманентно бороться за существование в условиях  жесточайшей конкуренции. Главное здесь – угадать заветные мысли и чаяния массового читателя (зрителя). И дать людям то, чего они ждут. "Обнажённая казахстанская фотомодель выбросилась из офиса известного бизнесмена".  Вы этого хотели? Получите!

Цинично? Да. Но такой цинизм почему-то мало кого трогает и расстраивает. Видимо, потому, что устраивает обе стороны негласного договора. Информация правит миром, а информацией правят рейтинги. Наплевать на которые могут лишь те СМИ, которые кормятся из рук государства и десятилетиями не меняют заголовков своих материалов.


Информация правит миром, а информацией правят рейтинги

Фото Андрея Михайлова
Информация правит миром, а информацией правят рейтинги

…В XXI веке многие страны достигли почти что стопроцентной грамотности населения. Кстати, Казахстан (с показателем 99,7%), по докладу Программы развития ООН за 2009 год, занимал в списке 11-е место, расположившись между Арменией и Таджикистаном. А на первых строчках были вовсе не Россия, Америка и Германия, а Грузия, Куба и Эстония. Россия, правда, располагалась рядом (15-е место – 99, 5%), Германия на 33-м месте, а наши любимые Соединённые Штаты - на 44-м (99%). Демографические гиганты Китай и Индия оказались довольно далеко друг от друга (80-е – 93, 3% и 147-е место - 66%). И лишь такие аутсайдеры как Буркина-Фассо, Нигер и Мали всё ещё не дотягивают до 30-процентной планки.

Как видно из этого странного списка, добрая сотня стран приблизилась к почти что полной грамотности населения (хотя о возможном лукавстве подсчётов авторы доклада и предупреждают). И такое восхождение человечества к всеобщей грамотности произошло одномоментно и лавинообразно. Особенно в некоторых странах. Так, если к началу прошлого столетия в Эстлянской и Петербургской губерниях количество грамотеев исчислялось в 80 и 55%, соответственно, то в Сибири и Средней Азии (куда входили земли нынешнего Казахстана) показатель был совсем скромным (12,4 и 3,3%).  

Таким образом, грамотными считаются 4/5 всего современного человечества. Значит, 80% землян - это потенциальные потребители массовой информации классических ("печатных") СМИ. Что до радио и телевидения, то имя их аудитории – все мы поголовно.

Но грамотность и образованность не близнецы-братья. Тысячелетиями, за малым исключением, чтение являлось достоянием немногих избранных. Книги были хранилищем озарений и заблуждений, источником знаний для единиц. А общедоступным средством информации (коммуникации) оставалась улица, площадь и базар. В новое время эти народные способы передачи сплетен и сведений, отобрав у книжников монополию на механизм распространения, обрели совершенно новые возможности и стали воистину массовыми.

В природе масс-медиа с самого основания оказалось заложено два противоположных по природе принципа  – "приват разума" и "желание толпы". В результате их-то технического слияния на свет божий и появился… хорошо знакомый персонаж, который, как оказалось, прекрасно живёт и в типографской краске!

Два начала (базарное и книжное) благополучно дожили в СМИ до наших дней. И здесь впервые обрели аудиторию, о которой никогда прежде и не мечтали.

Поиском компромисса между двумя разнонаправленными хвостами (постоянно спорящими о том, кому кем вертеть) проникнута вся история публичной журналистики. В какие-то моменты отдельные "органы" становились жёстко направленными средствами партийной борьбы и промывки мозгов своих и чужих – "пропагандистами и агитаторами". Но проходило время, и бескомпромиссные инструменты на глазах желтели и превращались в откровенные и беспринципные таблоиды. 

(Хотя в нужный момент любой таблоид становится идеальным инструментом для изменения массового сознания. Прополоскать по спецзаказу мозги целевой аудитории любого размера – это уже дело чистой техники.)

Если промолчать про причудливый мир социальных сетей, разрастающийся и живущий по несколько отличным принципам (о них как-нибудь порассуждаем отдельно), то законный вопрос, волнующий каждого мыслящего потребителя массовой информации: а можно ли вообще-то при таком раскладе кому-то верить, а главное – доверять? Ответа на него нет уже достаточно давно.


Два начала (базарный и книжный) благополучно дожили в СМИ до наших дней

Фото Андрея Михайлова
Два начала (базарное и книжное) благополучно дожили в СМИ до наших дней

Как тут не припомнить бравого Булгаковского профессора Преображенского?

"И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.

- Гм… Да ведь других нет.

- Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвёл 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно". 

Кстати, многие из моих знакомых интеллектуалов, живущих в разных странах, следуя заветам Булгакова (часто – неосознанно), отказались не только от газет-журналов, но и повыбрасывали из своих квартир телевизоры. Тенденция значимая.

Оно и объяснимо, если учесть, что главной задачей подавляющей части масс-медиа давно уже перестало быть широкое информирование и беспристрастный анализ. Кого ныне соблазнишь, если станешь рассказывать о тривиальном человеческом счастье, продолжительном научном поиске или каждодневном труде потомственного комбайнёра? Вот только если "Обнажённая казахстанская фотомодель выбросилась из офиса известного бизнесмена" (да ещё и оказалась трансвеститом)!.. И всё это - после разорения фирмача из-за обрушения тенге. В чём не последнюю роль сыграла продефилировавшая над Чимкентом тарелка с бледно-зелёной братвой...

Массовый читательский интерес обеспечен! 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter