Прямой эфир Новости спорта

Вузов стало меньше, потому что казахстанцы стали умнее

Знает ли страна, что делать с сотнями тысяч студентов после их выпуска?

Заветная мечта каждого казахстанца, независимо от судьбы, статуса и социального положения, – дать своему ребёнку высшее образование. Зная высокое почтение нашего общества ко всяким статуарным знакам и формальным значениям, этому легко найти объяснение. В 2015 году (здесь и далее по РК используются цифры с официального сайта республиканского Комитета по статистике) валовый охват высшим образованием жителей в возрасте 18-22 лет составил 48,44%. То есть практически каждый второй выпускник средней школы учился дальше в вузе.

Предсказуемым откликом на запросы простых граждан со стороны оборотистых сограждан стало появление в Казахстане своеобразной и довольно мутной отрасли национальной экономики – "производство высшего образования". О высокодоходности которой опять же свидетельствуют цифры. В том же 2015-м "объём услуг организаций образования" составил более 1,3 трлн тенге.

Благодаря развитой системе по производству высокообразованных людей, дипломированных специалистов с высшим образованием в Республике ныне можно встретить везде. Среди официантов в кафе, заправщиков на заправках, продавцов в супермаркетах. Парадоксально, но даже ответственные чиновники по просвещению с недавнего времени стали чуть ли не с гордостью рапортовать о сокращении числа вузов и количества студентов. Ну наконец-то появилось то, чем можно похвастать!

Количественный рост вузов в Казахстане наблюдался и в прежние времена. Так, в 1970/71 учебном году, в республике было 44 высших учебных заведения и 198 900 студентов (в статистике по Казахской ССР используются данные официальных справочников ЦСУ). В 1985-1986 численность вузов возросла до 55, а число студентов – до 273 300. Однако при всём том среди этих учебных заведений пребывало всего два университета, а все институты были заточены на подготовку конкретных специалистов для конкретных отраслей: учителей, врачей, агрономов, инженеров, юристов. Подавляющее большинство студентов, обучаясь, хорошо представляло себе своё ближайшее будущее. И если не все выпускники пединститутов мечтали о школе, все они после окончания должны были положенные три года отработать согласно распределению по выбранной специальности. А дальше – по усмотрению.

Правила игры стали кардинально меняться с исчезновением плановой экономики и явлением новых возможностей для предпринимателей. Вот тогда-то система перестала быть способом подготовки необходимых стране специалистов и превратилась в своеобразный конвейер по производству дипломированных выпускников.

Рекордным для отрасли стал 2005-2006 учебный год. Тогда в 181 вузе республики обучалось 775 762 студента. Не нужно говорить, что большинство вузов перестали быть зачуханными институтами, а превратились в респектабельные университеты и академии, многие – с "международным" статусом. Что любопытно, на волне нездорового интереса к высшему образованию отмечалось массовое перепрофилирование в вузы многих техникумов.

Тем временем из стопроцентно бесплатного высшее образование превратилось в коммерческое. Со всем вытекающим. Вместо инженеров и аграриев в стране началось массовое производство юристов, управленцев, политологов и экономистов "широкого профиля".

И если раньше конкурс на отдельные специальности и структуру выпущенных специалистов определялся потребностью отдельных отраслей народного хозяйства, то теперь во главу угла были положены совсем другие принципы. Потребности экономики заменились потребностями самих студентов, а конкурсы в основном ограничивались деньгами их родителей.

То, что сразу после вручения дипломов, подавляющее большинство выпускников попросту выбрасывалось за двери, начинало жизнь с нуля и посвящало себя перманентным поискам работы (сначала – "по профилю", потом – "любой высокооплачиваемой", а после – хоть какой) – никого, кажется, не смущало.

После естественного и ожидаемого перепроизводства высокоучёных людей и утери бывшего пиетета, тяга к высшему образованию несколько поумерилась. Свою лепту внёс и кризис. Именно этим, а не какой-то особой озабоченностью и целенаправленной работой чиновников можно объяснить уменьшение количества вузов и студентов. Просто казахстанцы стали беднее. И умнее. Изобилие примеров несоответствия реальных результатов мечтам и затратам медленно, но верно отворачивало общество от высшего образования.

В прошлом учебном году в РК функционировало 127 вузов. В них грызли гранит (впрочем, для нашего образования, построенного на других, гораздо более податливых материалах, сравнение, хотя и образное, но не очень подходящее) науки 459 369 студиозусов. В прошлом году страна получила почти 150 000 новых специалистов с высшим образованием. Знает ли она, что с ними делать дальше?..

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров