Прямой эфир Новости спорта

Казахстанцы не должны ждать от государства рыбу, а должны уметь ловить её самостоятельно

Фото с сайта Depositphotos
Фото с сайта Depositphotos
Политолог, депутат парламента РК Айдос Сарым – об итогах визита президента Франции Эмманюэля Макрона в Казахстан.

Ответный визит президента Франции в Казахстан завершился. Несмотря на свою краткосрочность, он привлёк к себе большое внимание СМИ и экспертов различных стран мира. Как обычно, не обошлось и без всяческой конспирологии про атомные электростанции и уран (про которые, кстати, ничего официального и не было).

Поэтому не буду умножать сущности, а остановлюсь только на том, что фактически было обнародовано.

Небольшой экскурс в историю. Во взаимоотношениях между нашими странами это далеко не первый визит на высшем уровне. Все французские президенты (кроме Жака Ширака, который отменил планировавшийся визит по состоянию здоровья) посещали Казахстан. Так что история отношений у наших стран долгая и взаимовыгодная. Недаром в июне этого года было отмечено 15-летие со дня подписания договора о стратегическом партнёрстве между двумя странами.

Сегодня в условиях обострения международной обстановки, нарастающей конфронтации между различными странами мира Казахстан и Франция показали всему миру пример поддержания и укрепления взаимовыгодного сотрудничества. Новостной и аналитической информации вышло достаточно много, поэтому нет смысла повторяться о достигнутых договорённостях и подписанных соглашениях.

Хотелось бы обратить внимание на два важных аспекта.

Первое. Визит чётко высветил, что наша страна продолжает проводить сбалансированную и прагматичную внешнюю политику, которая находит понимание в стране и мире. Она вызвана вполне объективными факторами.

Во-первых, Казахстан, как одна из крупнейших в мире по площади страна, не имеющая выхода к морю, заинтересован в поддержании дружеских отношений со своими непосредственными соседями, поскольку большая часть торговли осуществляется с ними или через их территорию.

Во-вторых, Казахстан, как крупный поставщик сырьевых ресурсов и продовольствия на мировые рынки, поддерживает торговые отношения со множеством стран.

В-третьих, Казахстан расположен между такими мировыми центрами силы, как Китай, Евросоюз, Россия, и растущим исламским миром. И в целях обеспечения национальной безопасности должен поддерживать взаимоприемлемые отношения со всеми этими игроками, так же как и с ведущим мировым игроком – Соединёнными Штатами.

В-четвёртых, Казахстан является неотъемлемой частью тюркского мира и должен использовать культурную и языковую близость для выстраивания дружеских отношений с Турцией и другими тюркоязычными странами.

В-пятых, Казахстан является мостом между Европой и Азией не только в географическом, но и в культурном и религиозном плане. В нынешних геополитических условиях наш опыт строительства гражданской нации привлекает к себе пристальное внимание мирового сообщества.

Нужно констатировать, что такая внешняя политика Астаны находит понимание как в Вашингтоне с Брюсселем, так и в Пекине с Москвой.

Сегодня о её одобрении прямо высказался французский президент: "Это дорога для вашей страны, которая отказывается быть вассалом каких-либо держав, а хочет поддерживать отношения с различными странами. Такая стратегия близка Франции". Думается, что и в ходе предстоящих визитов глав Турции, Венгрии и России эффективность такой внешней политики будет подтверждена.

Второе. Итоги визита чётко продемонстрировали, что для руководства нашей страны главной целью является повышение уровня и качества жизни наших граждан. Именно этой цели придерживается президент Токаев, когда встречает иностранных лидеров в Астане или сам едет с визитом в какую-то столицу.

Любые двусторонние взаимоотношения ориентированы прежде всего на привлечение инвестиций, трансферт технологий, развитие человеческого капитала. Казахстан готов наращивать торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество с любыми странами мира, но при условии, что это выгодно казахстанской экономике, улучшает жизнь казахстанцев и не вредит национальной безопасности.

Итоги визита Эмманюэля Макрона в этом плане вполне показательны. По его итогам Казахстан привлекает передовые французские технологии и инвестиции в таких важных сферах, как:

  • возобновляемые источники энергии (строительство ветроэнергостанции мощностью 1 МВт);
  • биобезопасность (производство вакцины от ящура);
  • повышение  эффективности образования (открытие французских школ и филиалов вузов);
  • медицина (меморандумы о сотрудничестве между ведущими французскими центрами в области реабилитации больных и университетами, казахстанскими центрами и вузами);
  • привлечение инвестиций и совместное финансирование проектов (меморандум между фондом "Самрук-Казына" и банком Societe Generale).

Успешная реализация договорённостей будет способствовать развитию экономики, улучшению экологии за счёт использования зелёных технологий, повышению качества образования, доступности зарубежного образования, улучшению качества медицины за счёт роста профессионального уровня казахстанских специалистов.

Глава государства ещё раз продемонстрировал, что инициированные им преобразования имеют своей главной целью улучшение жизни наших граждан. Именно на ней концентрируется проводимая им внешняя и внутренняя политика.

Можно выразиться и по-другому: наши граждане не должны продолжать ждать от государства "рыбу", а должны уметь ловить её самостоятельно. Политика Токаева нацелена на то, чтобы у казахстанцев для этого была современная "удочка" и они могли умело ею пользоваться.

И с этим подходом нельзя не согласиться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости партнеров