Однако не бывает просто кризиса во всем: правильная политика и стратегия решения проблем позволяют существенно снизить негативные явления, без надрыва и лишений.

Любая проблема имеет несколько путей решения, в самом общем случае они делятся на экстенсивный (количественный) и интенсивный (качественный) методы. Экстенсивный подразумевает просто количественное влияние: если хлопоты о развитии, то значит требуется больше инвестиций, больше людей, больше ресурсов. Если же кризис, то речь идёт о тотальном сокращении, замораживании активности, впадении в анабиоз до лучших времён. Экстенсивный путь является наиболее простым для понимания и исполнения, но далеко не самым эффективным, а вот путь интенсивный часто выпадает из рассмотрения вообще.

Убежден, что сегодня есть возможности для проведения экономической политики, которая позволит выйти на траекторию роста уже к концу 2016 года, при этом без применения излишне жестких и непопулярных мер. И самое главное, что для этого достаточно имеющихся ресурсов. Важно лишь правильно и эффективно их использовать.

Состояние государственных финансов вполне позволяет сейчас справляться с выполнением всех социальных обязательств. ВВП страны в долларах упадёт до 146 млрд. Это значит, что неприкосновенный уровень Национального фонда (сберегательная его часть в объёме не меньшем, чем 30% ВВП) снизится до примерно 44 млрд "зелёных". При таком раскладе доступными для использования останутся около 20 млрд долларов Национального фонда. С другой стороны, существует ограничение на трансферт из Нацфонда в объёме 8 млрд долларов (+/-15%, в зависимости от состояния экономики), опять же с учётом изменения текущего курса это практически удвоение в тенговом эквиваленте. Затраты на обслуживание внешнего долга бюджета пока относительно невелики, и формальный баланс при новом курсе всё равно остаётся в пользу бюджета.

Понятно, что принятие бюджета само по себе не гарантирует его исполнения, потому что вопрос сбора налогов – это отдельная задача.

Сегодня считаю важным ограничивать соблазны фискального давления на бизнес, возможно вплоть до введения очередного моратория.

Отдельно хочу подчеркнуть тот факт, что идея моратория на проверки МСБ особенно не муссируется в бизнес-сообществе, во всяком случае, в тех дискуссиях, где я участвовал, она не озвучивалась как основная и ключевая. Я считаю это проявлением возросшей социальной и гражданской ответственности бизнеса и общества в целом, что является важным фактором, который необходимо учитывать при построении политики вообще.

Важно этот фактор сделать опорным, подчёркивать его, обсуждать, выстраивать партнёрство государства и общества, создавая соответствующее информационное пространство ценности. Но это предмет отдельной публикации.

Сейчас же важно в первую очередь снизить давление фискальных органов на бизнес в качестве главной меры по выстраиванию партнёрства. Кстати, предлагаемое расширение базы плательщиков НДС уже создаёт определённую дополнительную нагрузку на бизнес и, скорее всего, приведёт к росту налоговых сборов. Поэтому в налоговых отношениях необходимо уйти от прежнего обвинительного подхода к субъектам налогообложения и перейти к партнёрским взаимоотношениям с ними.

Для этого к 2017 году необходимо разработать и внедрить политику налоговых кредитов и отсрочек платежей.

В общей экономической политике считаю одним из ключевых элементов замораживание тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на электроэнергию, по следующим причинам.

Во-первых, домохозяйства и бизнес не могут существенно изменить потребление в короткий срок, так что рост цен на эти услуги будет просто сжимать расходы в других сферах – потребительской и инвестиционной. Во-вторых, исправление валютного диспаритета снизило давление импорта, но нужно дать время и возможность отечественному бизнесу и экономике восстановить потери 2014-2015 года. В-третьих, сегодня в стране возникло определённое "окно возможностей": низкая заработная плата и низкая стоимость ресурсов создаёт реальные возможности для развития и расширения производств, ориентированных на экспорт, делая эту сферу вложений достаточно привлекательной. А рост тарифов сужает это окно.

Такой подход вполне реализуем: дефицит наличности, который будут испытывать коммунальные инфраструктурные предприятия, вполне возможно компенсировать целевыми программами и трансферами из Национального фонда. Использование Нацфонда по такой схеме более эффективно в силу того, что предприятий в стране относительно немного, они все известны, так как являются монополистами, и состояние их финансов прозрачно для госорганов.

Точечные дотации для предприятий ЖКХ, формирующиеся на прозрачной основе, создадут дополнительный спрос на такую же сумму от населения и бизнеса.

Такой спрос очень рыночен, потому что это потребительский спрос, и он в основном будет создан среди людей с низкими доходами – тех, которые вечно стоят перед выбором: заплатить коммунальные или купить чуть больше еды и одежды.

Этот слой населения весьма чувствителен к цене и, как правило, его выбор всегда в пользу отечественного производителя. Создавая (или сохраняя) рыночный спрос в стране, инвестиции в ЖКХ снижают инфляцию, сохраняя и наращивая рост реальных доходов в стране.

Уже такие две меры позволят сильно снизить накал и общую атмосферу кризиса. Другие меры требуют большей проработки, но вполне реализуемы уже в 2016 году с получением эффекта от них в это же самое время.

Если анализировать ситуацию без эмоций и информационного шума, то мы находимся в зоне турбулентности. Причём мы сами уже едва не превратили эту турбулентность в катастрофический кризис, но сейчас есть возможности, ресурсы и некоторое количество времени, чтобы выровнять ситуацию. Просто для этого необходимо изменить экономическую политику и отказаться от привычного набора инструментов и программ. Однако тревожит то, что пока изменений не предлагается и их не видно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter