Предложение о введении системы прогрессивного налогообложения вызвало горячие споры и, честно говоря, во многом и отторжение. Между тем это очень важный шаг, одна из важнейших основ экономической политики, направленной на повышение доходов населения и эффективности экономики.
Я встретил много непонимания принципов прогрессивного налогообложения, поэтому остановлюсь подробнее на них. Суть прогрессивного налогообложения не в том, чтобы "выдоить налоги", это не про богатых или бедных. Это система различного режима налогообложения для различных уровней дохода одного и того же человека.
Рассмотрим на практическом примере для упрощения в четырёх уровнях. Мистер Х получил зарплату и планирует свой бюджет на следующий месяц по приоритетам.
1-й уровень – обязательные, жизненно необходимые траты: оплата за жильё, базовую еду без излишеств, базовую одежду, предметы гигиены.
2-й сегмент – это деньги для улучшения качества еды, одежды, покупок каких-то товаров длительного пользования.
3-й сегмент – деньги на рестораны, развлечения, накопления на машину, квартиру.
4-й сегмент – деньги на брендовую одежду, новые модели машин и телефонов, накопления.
Прогрессивная шкала отражает разницу в значимости различных сегментов. Доходы 1-го уровня налогом не облагаются, 2-й уровень облагается небольшим налогом. 3-й уровень облагается ещё большим налогом и 4-й – самым большим. Повторю: речь идёт об одном и том же человеке. Если человек переходит в более качественную еду и одежду, то он должен из доходов этого сегмента заплатить налог, потому что для сегмента базовых потребностей он его не платил. Если человек имеет доходы для походов в ресторан или брендовую одежду, то эти доходы (3-й сегмент) должны облагаться ещё бóльшим налогом, ну а если человек может себе позволить выбирать последнюю модель телефона или машины, то доходы этого 4-го сегмента ещё бóльшим налогом.
Подчеркну, что границы интервалов в прогрессивном налоге – никак не относятся к понятию "богатый" или "бедный". Это интервалы степени критичности дохода для человека. Чем менее критичен интервал для жизни человека, тем большая ставка налога к нему применяется.
Для наглядности рассмотрим следующую гипотетическую шкалу подоходного налога:
Доход в месяц |
Гипотетическая |
Текущая |
До 50 тысяч тенге |
0 |
0 |
От 50 до 200 |
7% |
10% |
От 200 до 600 |
12% |
10% |
От 600 до 1 млн |
18% |
10% |
От 1 млн |
20% |
10% |
Теперь о том, как считается налог. Рассмотрим зарплату в 1 млн 200 тысяч тенге. По ставке 20% облагаются только 200 тыс. тенге, то есть из этого интервала нужно заплатить 40 тыс. тенге. Ещё 400 тыс. (от 600 до 1 млн) облагаются по ставке 18% – налог за этот интервал 72 тыс. тенге. За интервал от 200 до 600 нужно заплатить 48 тыс. тенге. И наконец, за интервал 50-200 тыс. налог составит 10,5 тыс. тенге. За интервал 50 тыс. налога нет.Первые 50 тысяч – критичны. От 50 до 200 – очень важны, от 200 до 600 – это уже уровень ресторанов и хороших вещей, от 600 до 1 млн – это уровень престижа и очень хороших вещей, свыше 1 млн – уровень накоплений и т.д.
Итого, общая сумма налога составит 40+72+48+10,500=165,5 тыс. тенге. Это означает эффективную ставку налога 13,8%. При страшном показателе номинальной ставки в 20%.
Ниже приведён график реальной эффективной ставки в казахстанских условиях (вычет 42 500, обязательных взносов и взносов в ОСМС).
Отмечу, что при номинальной ставке в 10% сегодня такую часть своего дохода никто не платит. Максимум 9%. Близко к 10% платят те, кто получает свыше 3 млн тенге в месяц. При предлагаемой гипотетической шкале повышенная ставка в 12% начинается с доходов 200 тыс. тенге, однако эффективная ставка сравнивается с текущей только на уровне 500 тысяч. То есть в рассматриваемом гипотетическом варианте при повышенной номинальной ставке от 200 тыс. реальная налоговая нагрузка для всех людей с зарплатами до 500 тысяч снижается.
Разобравшись, как это работает идеологически и технически, можно перейти к вопросу о том, почему важен сам принцип прогрессивного налогообложения. На графиках мы видим, что плоская шкала налогообложения очень быстро выводит налоговую нагрузку на горизонталь. Доходы в 250 тыс. тенге и в 2 млн тенге облагаются практически по одной и той же эффективной ставке, между тем значимость этих 8% очень разная. Для доходов в 250 тыс. тенге прирост доходов на 10% – это улучшение качества жизни, удовлетворённости, рост текущего потребления или наконец долгожданная возможность сберегать. Для доходов в 2 млн рост их на 10% – это рост накоплений без изменения качества жизни, удовлетворённости, текущего потребления или открывшейся возможности накоплений.
В плоской системе налогообложения есть одна ставка. Снизьте ставку на 1%, и все платежи снизятся на 10% (на самом деле больше, но это тонкости). Для категорий налогоплательщиков с низкими доходами это ценно и важно, для высокодоходных – неощутимый подарок, а бюджет потеряет 10-15% дохода.
Прогрессивная шкала налогообложения даёт возможность адресно управлять налоговой нагрузкой на разные сегменты дохода. Рассмотрим обнуление ставки в сегменте 50-200 тысяч тенге в моем гипотетическом примере. Тогда снизятся налоги только в этом сегменте – остальные останутся. Для зарплаты в 1,2 млн снижение налоговых платежей будет 6%, для зарплаты в 250 тыс. тенге снижение будет в 2,5 раза. Бюджету это будет стоить 1-2%.
Прогрессивная шкала налогообложения – это важнейший элемент тонкой подстройки налогообложения, возможность управления и перераспределения налоговой нагрузки между разными сегментами доходов. Если государство проводит социально ориентированную политику с приоритетом в доходах населения, то без прогрессивной системы это делать практически невозможно.
Несколько слов о страхах и опасениях.
Надеюсь, первое я развеял: номинальные ставки и реальные сильно отличаются из-за особенностей механизмов налогообложения. В моём примере повышенная ставка для доходов начиная с 200 тыс. тенге означает фактическое снижение налоговой нагрузки для доходов аж до 500 тысяч. Ставки и интервалы обсуждаемы, и всегда являются предметом дискуссии. Это инструмент управления, они и должны меняться и всегда обсуждаться.
Уход в тень. Сегодня реалии в стране изменились. Доля безналичных платежей больше, чем наличных, активно растут покупки в рассрочку, потребительские кредиты, ипотеки – это всё требует белых зарплат. С другой стороны, крупные, средние и даже значительная часть малых предприятий давно закрыли кассы, перейдя на зарплатные проекты по карточкам.
Возврат к зарплатам в конверте требует реальных инвестиций просто в инфраструктуру, не говоря уже о том, что работники требуют белых зарплат. Кроме того, нагрузка вырастет для больших зарплат, которые увести в тень трудно физически. Для средних ничего не изменится, для низкооплачиваемых снизится.
Несвоевременность. Как раз сейчас – самое время для такого перехода. Страна уже показала социальную ориентированность через повышение АСП, МЗП, выплату 42 500, повышение зарплат учителям и врачам, оплату долгов самых низкодоходных граждан, снижение ИПН в 10 раз для дохода в 62,5 тысячи тенге. Повышение МЗП почти в два раза снизило налоговые платежи всех граждан на 2 тысячи тенге, то есть налоговую нагрузку на 7-15% (в зависимости от дохода). Такие инициативы вызвали определённое возмущение, разговоры об иждивенчестве, и в этом есть доля правды. Такими способами перераспределять доходы граждан невозможно, но в условиях плоской шкалы иных мер нет. А вот прогрессивная шкала позволяет здоровым и понятным способом управлять потоками доходов для повышения эффективности всех.