Если считать тезисы послания программным документом, который определяет действия Правительства и страны на 2016 год, то никаких радикальных изменений в государственной экономической политике не предвидится. Более того, государство выбрало приоритетом путь минимизации своего присутствия в экономике. Очевидно, что никаких предложений относительно новой экономической политики по программе развития на повестке дня не стоит и не обсуждается.

Послание оставило двойственное впечатление. С одной стороны, важным политическим моментом является фактическое признание неэффективности прежней экономической политики, вызванное скорее всего объективной реальностью: текущие экономические условия со всей очевидностью показывают невозможность продолжения прежней стратегии. Но вместе с этим, совершенно очевидно, что нет и никаких предложений "взамен", нет какой-то  проработанной альтернативы. Соответственно, в послании так и не прозвучало системных мер по развитию и преодолению кризиса: суть новшеств опирается на один главный тезис -  "государство уходит от ручного управления экономикой, а там пусть рынок разбирается".

Остановлюсь на ключевых пунктах, выделенных в послании и определяющих развитие страны в 216 год.

1. Стабилизация финансового сектора

Ключевым моментом является возврат к нормальной модели организации финансового сектора и таковой же монетарной политике. Надеюсь, что это означает окончательное завершение извращенных волюнтаристских экспериментов в этой области. Кроме подтверждения политики гибкого курса, мы услышали также  решение об освобождении Национального Банка от несвойственных ему функций управления финансовыми институтами. Конечно такие функции придавали большой политический вес руководству Национального Банка, но противоречили эффективному функционированию финансовой системы. Теперь сделан наконец-то окончательный выбор в пользу эффективности работы сектора.

2. Оптимизация бюджетной политики

Здесь наиболее ярко проявились внутренние противоречия в послании. В одном абзаце сплелись две мысли: доходы бюджета падают и будут падать, но налоговую нагрузку повышать нельзя, а дополнительных средств из Национального Фонда не будет, кроме того "жить нужно по средствам", то есть можно предположить, что бюджетные заимствования будут ограничены. Таким образом, выдан однозначный сигнал о том, что бюджетные расходы подвергнутся сокращению и видимо существенному, особенно на фоне планируемого повышения заработных плат бюджетникам и пенсий. По сути, государство устраняется от решения проблем экономики, в то же время оставляя за собой право изымать у бизнеса необходимые средства для осуществления неких своих популистских мер.

Особую тревогу вызывает настойчивость в осуществлении идеи внедрения налога с продаж. Очевидно, что такое решение продиктовано в первую очередь заботой о наполнении бюджета, что неизбежно поведёт к некоему адресному увеличению налоговой нагрузки на перерабатывающий, производящий бизнес. Да, НСП легче в администрировании, прозрачнее, прост, "как оглобля", но его введение в экономическую политику приведет к соответствующему "опрощению" экономики.

С введением НСП, да даже только ещё с планами по его введению, развитие несырьевого сектора, инновационной, технологической экономики, привлечение иностранных инвестиций становятся просто невозможны.

3. Приватизация и стимулирование конкуренции

Массовая приватизация, отказ от искусственного регулирования цен, закон о банкротстве – все это стандартный постперестроечный пакет, который мы пытались использовать ещё 20 лет назад. Вообще-то если в этих новых условиях заменить "Казагро" на "Тагам", "Байтерек" и "Самрук-Казына" на "КРАМДС" – то можно посчитать это частью послания 1994 года. Тогда тоже были решения по приватизации и дехолдингизации, а в начале 1995 года был принят первый закон "О банкротстве".

Отдельно подчеркну, что приватизация будет, по всей видимости, иметь фискальный характер. За это говорит сама последовательность изложения - сразу после тезиса о бюджетных оптимизациях и ограничениях, идет тезис о готовности отказаться от одного из базовых принципов эффективного разгосударствления  – преимущественного права покупки приватизирующегося имущества существующими акционерами и требований продажи еготпо рыночной цене.

4. Основы новой инвестиционной политики

Примерно то же самое можно сказать и об этом разделе. Опять ключевым является привлечение иностранных инвесторов, с упором на транснациональные корпорации, все мероприятия и действия направлены на привлечение инвестиций и поиск финансирования. Важнейшая часть - развитие экспортного потенциала страны ограничилась обращением к отработке неких формальностей, да и то в рамках ЕАЭС и работы МИДа. Так что в этой части никакой новизны нет, разве что только новые пожелания и стремления.

5. Новая социальная политика

В социальной политике также нет существенной новизны. Принципиально важным является повышение заработных плат бюджетникам, но в условиях пересмотра социальной политики государства, а по сути, массированного ухода его из социальных дотаций, повышение, видимо, оказывается просто неизбежным.

Резюмируя, можно сказать, что основные антикризисные направления являются практически точной калькой классических рекомендаций МВФ: сокращение бюджетных расходов и дотаций, ограничение социальной политики с сохранением только защиты социально-уязвимых слоев, фискальная приватизация, де-холдингизация, привлечение инвестиций от ТНК и упрощение, с использованием опыта международных фининститутов, налогового поля. Все это означает, что у Правительства сегодня, к сожалению, нет видения новой экономической политики, без которой мы погрузимся в кризис, которого еще можно бы избежать.

Очень надеюсь, что в процессе разработки самих программ воплотятся новые идеи, которые, так или иначе, прорываются даже в текущих решениях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter